Сегодня расскажу одну старую историю. Ещё папа мой, царство ему небесное, рассказывал о ней.
Произошла эта история во времена «холодной войны», то ли в начале хрущёвской «оттепели», то ли чуть раньше, в общем давно.
Торговое судно под советским флагом, зашло в один из портов западной Германии. Разгрузка, как собственно и обратная загрузка необходимыми товарами народного потребления, прошла в штатном режиме.
Капитан готов был дать команду к отправлению, но вышла какая-то досадная несостыковка. Выход судна запрещён. Финансово ли или по другим вопросам не сошлись характерами министерства стран, доподлинно неизвестно.
Факт остался фактом, судно осталось в порту.
С одной стороны, ситуация играла на руку нашим морякам, всё-таки суточные в твёрдой валюте, а с другой стороны, оставаться в чужом порту, да ещё и с грузом, совсем не хотелось.
Тем более, что некоторые счастливчики, в том числе капитан, боцман и старпом, а также ещё несколько членов команды, среди погруженного забугорного, имели проведённые по бумагам, как имущество плавсостава, автомобили иностранного производства.
Тут для молодого поколения, пожалуй, нужно пояснение. Счастливые обладатели иномарок могли запросто с ними расстаться на советской таможне, по причине формальной просрочки, ибо таковы были правила. Разговоры, переговоры, увещевания и даже ругань, не помогали нисколько. Бургомистр города и начальство порта не хотели идти навстречу отважным советским морякам, а время меж тем шло.
Надежды оказаться на Родине в качестве полноценных владельцев иномарок таяли как весенний снег. Нужно было срочно что-то предпринимать. Неизвестно, как обернулось бы дело, если б не присутствие на корабле старпома Петровича.
Петрович был, что называется тёртый калач. Немного подумав, за рюмкой чая, он выдал готовое решение. Да такое, что тут же был «заблагодарен» массой напитков разного калибра и качества, а также прочими хорошими вещами.
Пошарив по закромам, команда, в том числе боцман (как без него), нашла энное количество военных гимнастёрок старого образца, сапоги и пилотки. У друзей, из числа бывших земляков и команд других судов, раздобыли офицерскую форму с необходимыми принадлежностями…
Утро в западногерманском портовом городе задалось.
Ещё только начался рассвет. С брусчатки не успела испариться ночная влага. Город спал мирным, безмятежным сном. Покой безлюдных улиц прерывался только пением беззаботных птиц.
И вот это всё умиротворение было растерзано чётким строевым шагом. Старательно чеканя шаг, к главной площади, шёл взвод «солдат» Советской Армии во главе с «офицером».
Немцы, ещё отлично помнившие победный 1945 год, вскакивали с кроватей и хватались за сердце.
Особенно после зычной команды «офицера»:
-Песню, запе-вай!
Взвод грянул. Никогда так хорошо не получалось, но не хотелось упасть в грязь лицом и «солдаты» изо всех сил тянули гимн мирового пролетариата:
Вста-вай проклятьем заклей-мённый, весь мир голо-дных и рабов, Ки-пит, наш разум возму-щённый и в смертный бой вести го-тов! Пройдя до площади, советские моряки в форме солдат развернулись и так же весело, но уже под другой «хит» — Марш коммунистических бригад, вернулись обратно.
Капитана судна, с вопросом «Что это было?» вызвали для разъяснений. В ответ бургомистр города получил безапелляционное:
-Партия требует! Оно ведь как, воспитание молодёжи в духе, во имя и во славу, никто не в состоянии отменить. Поэтому, уж извините, пока стоим в порту, будем маршировать и да, песни, тоже имеют особое значение в деле воспитания. Стало быть, бойцы будут петь! Дальше события развивались с неимоверной быстротой. Уже через три часа, торговое судно под советским флагом, выходило из порта и очень вовремя прибыло в порт приписки.
Что ни говори, а русская смекалка достойна быть увековечена. Срочно нужен памятник, если не из бронзы, то хотя бы из пластилина. Только она позволяет (и во все времена позволяла), в сжатые сроки, решать такие вопросы, которые в «нормальных» условиях могли бы решаться месяцами.