Реформирование системы образования затрагивает практически все стороны жизни учителей и учеников, от формата сдачи ЕГЭ до графика, по которому работают те или иные учебные заведения. Ни для кого не секрет, что в России. Как и во многих других странах, есть школы, работающие по 5-тидневному графику и школы, в которые необходимо посещать 6 дней в неделю.
Быть или не быть шестидневке? Над решением этого вопроса на протяжении многих лет работ психологи, педагоги и ученые, но еще более активно эта тема обсуждается в родительских кругах. Скажем прямо – перспектива рано вставать в свой законный выходной, что бы собрать ребенка в школу, да еще и необходимость корректировать свои личные планы с учетом работы учебного заведения нравится далеко не всем родителям.
Так что же ждет нас относительно пятидневок в 2018-2019 учебном году? Давайте разбираться.
Отменят ли шестидневку в ближайшее время?
Известно, что существует несколько петиций, собравших большое количество подписей с просьбой о пересмотре графика работы школ с установленным 6-тидневным графиком. Но и в 2019 учебном году график работы каждой отдельно взятой школы, будет ли это пятидневка или шестидневка, будет принимать непосредственно руководство учебного заведения.
Многим кажется, что министерство просто упорно не желает удовлетворять требования родителей, которые вышли на борьбу за дополнительный выходной день для школьников.
Но так ли это? Действительно ли можно взять и одним приказом навсегда отменить рабочие субботы для детей и учителей? Что бы понять сложность этой проблемы настойчивым родителям стоило бы лучше изучить законодательство и учебную программу.
Почему существует шестидневка?
Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.
Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:
- математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
- предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
- в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
- учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
- предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.
Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу. И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.
Плюсы шестидневной учебной недели
- правильно распределенная учебная нагрузка;
- меньшее количество уроков в день;
- меньшее количество домашних заданий, со дня на день;
- больше возможностей для посещения детьми кружков и секций;
- возможность начинать рабочий день немного позже, чем школы с 5-тидневкой.
Минусы шестидневки
- устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
- прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
- конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
- праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.
Мифы о шестидневке
Так ли ужасен 6-й рабочий день для школьника?
На самом деле, далеко не все настолько печально. Подавляющее большинство учебных заведений придерживаются таких правил:
- По субботам не учится младшая школа и 5-е классы.
- На 6-й учебный день выносятся предметы, которые не нагружают детей.
- В субботу ставят обычно 4 (крайне редко 5) уроков.
- Суббота объявляется «днем без формы».
Право выбора
Подобная проблема характерна не для всех школ. Как правило, не помещается в пятидневное расписание в гимназиях, лицеях и специализированных школах с углубленным изучением определенных предметов.
В результате родителям приходится выбирать между такими вариантами:
- Обычная общеобразовательная школа, в которой ребенок будет учиться 5 дней, но изучать все предметы на уровне «стандарт»;
- Специализированная школа или гимназия с 5-тидневкой, где ребенку придется ежедневно высиживать по 8 уроков (и соответственно готовить домашнее);
- Учебное заведение с углубленным изучением определенных предметов, в котором у ребенка будет 6-7 уроков в день, но 6 дней в неделю.
Узнать, какой график ожидает ребенка в будущем можно и нужно еще на этапе выбора школы. Если в приоритете качественное конкурентное образование, то проблема рабочей субботы не так актуальна, как качество педагогического состава и условия, в которых будет учиться ребенок.
Конечно, возникает новый вопрос – нельзя ли, добавляя в специализированных школах часы на предметы профильного цикла уменьшать часы на дисциплины, которые детям, определившимся с профилем, точно не пригодятся? Но это уже совершенно другая тема, требующая пересмотра списка предметов вариативной и инвариативной составляющей отечественного образования.