У отечественного ВПК и западного диаметрально разные подходы, но основное отличие кроется в реальных возможностях изделий — американцы грешат завышением характеристик, которые далеко не всегда соответствуют действительности, у нас же напротив — всегда есть какие-то нюансы, показывающие себя с неожиданной стороны.
Сегодня мы поговорим об одном таком ярком примере в лице ракеты Х-35УЭ, которая из классической противокорабельной перешла в разряд охотников на РЛС.
Началось всё с того, что несколько месяцев назад Минобороны опубликовало вполне себе рядовое видео, на котором запечатлена охота на радиолокационную станцию, а точнее прилёт по ней ракеты, которого противник явно не ожидал. Так вот, чуть позже ракету удалось идентифицировать как Х-35У, что автоматически ставит целый ряд вопросов.
Во-первых, почему противокорабельная ракета участвует в неспецифичной для себя работе? Во-вторых, неужели кончились специально предназначенные под это дело боеприпасы? Ну и в-третьих, как она себя показала? Ответить на всё это можно довольно просто — за последние годы ПКР прошла глубокую модернизацию, о чём уже не раз сообщалось, и теперь её вполне себе можно считать универсальной тактической ракетой, способной работать по очень широкому диапазону целей — от кораблей и зданий, заканчивая РЛС и им подобным.
Основная причина кроется в головке самонаведения — на изделие устанавливается ГСН семейства «Грань-К», которые отличаются высокой универсальностью, да и к тому же работают не только в активном режиме, но и пассивном. Именно это свойство позволяет применять на первый взгляд непригодную под охоту на РЛС ракету, причём довольно успешно — иначе как объяснить тот факт, что частота её применения постоянно растёт? Хотя это далеко не все козыри нашей ПКР.
Дальше, как говорится, больше. Второе и не менее важное свойство — дальность полёта, которая в сравнении с базовым изделием выросла двукратно и теперь составляет 260 километров, а по другим данным 280-300. Несмотря на дозвуковую скорость, о которой мы поговорим чуть позже, указанное расстояние преодолевается минут за 20-25, что намекает на невозможность, ну или как минимум затруднённость ухода из-под удара. Особенно если речь о стационарных РЛС.
Какая-нибудь мобильная может и убежит, но только если заметит ракету и носитель вовремя, с чем тоже могут возникнуть проблемы. Дело в том, что Х-35У крайне трудно поддаётся обнаружению, и тому есть сразу несколько причин. Во-первых, габариты изделия — оно не шибко-то и большое, обнаружить с большой дистанции сложно, а если нет специализированной РЛС, то шансов итого меньше.
Во-вторых, ПКР способна лететь очень и очень низко — полёт осуществляется на высоте 10 метров, и чуть больше если над землёй, дабы не задеть деревья и различные ЛЭП. То есть в лучшем случае её заметят практически на подлёте — километров за 10-20, или того меньше, а значит времени на реакцию около минуты. Само собой, дать отпор в подобных условиях могут только высокоавтоматизированные средства ПВО, такие как «Тор» или «Панцирь», а вот старенькие С-300 и «Буки» навряд ли. Выходит, в нашем случае дозвуковая скорость полёта — это существенный плюс.
Но и это далеко не всё. На данный момент не совсем понятно, какая именно версия ПКР применяется — по некоторым данным засветилась Х-35УЭ, но в работе могут быть и иные версии, для проверки в боевых условиях, так сказать.
Например, пару-тройку лет назад стало известно об очередной модернизации изделия, основным отличием которого является опять же дистанция полёта — по заявлениям МО она превышает 500 километров, правда только в сухопутной версии, для берегового комплекса «Бал». С другой стороны, акцент на БРК могли сделать специально, приурочить его к развалу ДРСМД и созданию ответных мер, а сама же ракета на деле универсальна. Это неплохой и логичный вариант, позволяющий авиации получить недорогую, но достаточно дальнобойную и функциональную КР — напоминает «Калибр» воздушного базирования, но чуть более скромный.
И здесь на ум невольно приходит скорое возвращение модернизированного «Адмирала Кузнецова», ведь его авиагруппе не повредит такая новинка — как ни крути, но крейсеру суждено играть существенную роль в сдерживании вероятного противника. К нему можно причислить и те корабли, на которых могут базироваться К-52М, аналогично приспособленные под Х-35У, что позволит им работать на дистанции почти в 1000 километров. Это ледоколы проекта 23550, БДК пр. 11711 второй серии, универсальные десантные корабли типа «Иван Рогов», и много кто ещё. Потенциал огромен.
В качестве итога по Х-35УЭ, хотелось бы сказать следующее — последние несколько месяцев чётко доказали, что в наших ракетах запаса возможностей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. А ведь какие изначально претензии были? Неуниверсальность по целям, малая дистанция полёта, дозвуковая скорость — всё, кроме последнего пункта, уже неактуально. Да и скорость тоже своего рода козырь, позволяющей лететь низко и незаметно.