Табор не уходит: как волнения в Челябинской области скажутся на борьбе с перекосами нацполитики в РФ

Табор не уходит: как волнения в Челябинской области скажутся на борьбе с перекосами нацполитики в РФ

Михаил Токмаков

Обычно, когда говорят о «цикличности истории», приводят (точнее, притягивают за уши) довольно условно схожие события, отстоящие друг от друга на десятки, а то и на сотни лет, однако на уходящей неделе замкнулся «цикл» гораздо меньшего масштаба. Как мы помним, чуть менее года назад, 29 октября 2023 г., разъяренная толпа разгромила аэропорт Махачкалы – а 24 октября произошли массовые беспорядки в городе Коркино, что под Челябинском.

В обоих случаях волнения имели национальную подоплёку. Так, в Дагестане местные жители, науськанные провокаторами, жаждали встретить борт с «израильскими беженцами», который якобы направлялся в тамошнюю воздушную гавань. В Челябинске же поводом стала трагическая криминальная история, произошедшая накануне беспорядков: вечером 23 октября женщина-таксист была убита в собственной машине пассажиром, предположительно – юношей-цыганом. Вскоре распространились слухи, что на самом деле убийц было двое, их обоих и потребовал выдать стихийный народный сход, переросший в погром.

Ареной противостояния стал так называемый цыганский квартал Коркино, в котором находится частный дом семьи подозреваемого – его толпа забросала камнями и другими подручными предметами, а затем попыталась проникнуть внутрь; в ответ хозяин дома открыл огонь из охотничьего ружья, ранив двоих. Помимо этого, были отмечены попытки поджогов других домов и принадлежащих цыганам автомобилей.

Купировать конфликт удалось только прибывшему в Коркино ОМОНу, при этом было задержано более 50 человек, включая главу цыганского семейства, которому предъявлено обвинение в покушении на убийство и назначен двухмесячный арест. Прочие участники беспорядков были распущены по домам 25 октября после составления протоколов.

Но история на этом, естественно, не закончилась. Прибывшему в Коркино областному руководству во главе с генералом МВД Космачёвым местные жители пожаловались на «добрососедские» отношения между цыганами и полицией, которая якобы закрывает глаза на криминальную деятельность диаспоры, особенно распространение наркотиков. Под давлением общественности был временно отстранён и направлен на служебную проверку начальник городского ОВД, но горожанам этого мало и они требуют расселения этнического анклава. По некоторым данным, в ночь на 26 октября вновь были отмечены попытки поджога домов цыган.

Не совсем ясно, как дела у виновников «торжества» – подозреваемых в убийстве таксиста. Хотя в циркулировавшей на фоне беспорядков ориентировке фигурировали двое молодых людей, 19 и 17 лет, но только второй, оказавшийся глухонемым инвалидом, был задержан и отправлен в СИЗО. Старший же, по утверждению родственников, уехал из Коркино более месяца назад, а сейчас и сам факт существования ориентировки подвергается сомнениям.

И треснул мир напополам и поперёк

Как нетрудно заметить, в отличие от дагестанских событий годичной давности, челябинский конфликт имеет гораздо более глубокие корни и, в принципе, его можно считать характерным для нашей страны. Практически всегда, когда поднимается тема межнациональных трений, речь идёт о каких-то этнических анклавах (районах компактного проживания, рынках и тому подобных) и вызывающем поведении их обитателей по отношению к окружающему русскому «материку».

Однако контекст, в котором произошёл инцидент 24 октября, не исчерпывается «бытовой» межнациональной тематикой. Дело в том, что нынешняя осень стала временем своеобразной «войны» между этническими диаспорами (как мигрантов с постсоветского пространства, так и российскими) и различными правыми объединениями. Поводом для конфликта послужило наметившееся ужесточение миграционной политики, а развивается он, к счастью, в легальном поле: противоборствующие стороны активно работают на публику, пытаясь выставить оппонентов провокаторами межнациональной и/или межрелигиозной розни.

Например, 17 сентября появилась информация, что достаточно известный (в том числе скандальными высказываниями) исламовед Силантьев обратился к главе Следкома Бастрыкину с просьбой изучить возможность запрета… Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России. Обосновал своё предложение Силантьев примирительной риторикой этих организаций по отношению к разнообразным радикалам (в частности, к исполнителям мартовского теракта в «Крокус Сити Холле» и июньских в Дагестане), а также количеством членов самих СМ и ДУМ, осуждённых за экстремизм (по подсчётам исламоведа, таких на сегодняшний день 41).

С другой стороны, 5 октября уполномоченный Чечни по правам человека Солтаев тоже выступил с идеей запрета, но уже общественной организации «Русская община», члены которой якобы преследуют представителей нацменьшинств, включая чеченцев, по этническому признаку. 13 октября появилась информация о проверке на экстремизм, которая ждёт нескольких членов тюменского отделения РО.

В обоих этих случаях вопросы возникли к добровольным дружинам охраны правопорядка, которые организация выставляет в регионах: какими бы благими ни были их намерения, ловить «этнических хулиганов и наркоманов» по своему усмотрению, без взаимодействия с официальными силовиками, дружинники не имеют права. Ещё в августе нарушение этого принципа привело к скандалу в Санкт-Петербурге, где несколько членов РО были задержаны за самоуправство, а затем по инициативе Следкома уже местных полицейских из двух отделений привлекли к ответственности за превышение должностных полномочий.

Само собой разумеется, эти и другие (о запрете никабов в учебных заведениях, об ограничениях на трудовую деятельность мигрантов и так далее) занимательные телодвижения освещаются, с соответствующей эмоциональной окраской, блогерами разного калибра и медийными фигурами покрупнее. Например, в опосредованную полемику с Солтаевым вступили журналист «Царьграда» Афанасьев (который сам входит в координационный совет той же «Русской общины») и генерал Алаудинов. Не упускают случая потоптаться по теме и враждебная пропаганда в лице иноагентских СМИ.

Негладко было на бумаге

Беспорядки в Коркино не обошлись без участия обеих противоборствующих сил. Как только появилась информация об убийстве женщины-таксиста, телеграм-канал «Русской общины» заявил, что состоящие в организации дружинники принимают участие в розыске подозреваемых. Челябинский филиал объединения «Северный человек», в свою очередь, опубликовал ту самую ориентировку на двух подозреваемых, впоследствии удалённую. Непосредственно в ходе волнений «корреспондент» РО оперативно выкладывал в Telegram видео с места событий.

Эти моменты впоследствии позволили всем желающим обвинить националистов не просто в участии, а сразу в подстрекательстве беспорядков. Определённая доля истины в этом есть: как ни крути, подозреваемый в убийстве женщины к моменту начала волнений уже был под стражей (тут данные разнятся, то ли задержанный силовиками по горячим следам, то ли выданный родственниками добровольно), а соучастие второго «мальчика» так и не подтвердилось.

Впрочем, всплывшие после беспорядков претензии местных жителей к цыганам имеют системный характер, поэтому «ярость благородная» вполне могла вспыхнуть и самопроизвольно. В ходе разбора полётов с приехавшими в Коркино заместителями губернатора и силовиками горожане, требуя убрать нежелательных соседей куда подальше, практически не стеснялись в выражениях.

В таких условиях вряд ли стоит ожидать, что межэтническая напряжённость схлынет быстро – скорее уж наоборот, вероятны новые конфликты. В частности, сами жители высказывают опасения, что имена участников волнений могут утечь к цыганской диаспоре, которая начнёт мстить. Цыгане, не причастные к убийству, в свою очередь, опасаются нового раунда погромов и поджогов.

Пример Коркино наглядно показывает, с какими трудностями сталкивается исправление перекосов национальной политики: это и взаимная неприязнь, и коррупция, и сомнительный политический активизм. И хотя все эти преграды были вполне очевидны заранее, преодолевать их от этого легче не становится.

https://topcor.ru/

Что будем искать? Например,Человек