Неприязнь к русским со школьной скамьи. Зачем Узбекистан воспитывает русофобию с детства?

Неприязнь к русским со школьной скамьи. Зачем Узбекистан воспитывает русофобию с детства?

Историк Александр Дюков опубликовал в своём телеграм-канале интересные сведения о том, по каким учебным пособиям занимаются будущие правоохранители Узбекистана. Вроде бы с формальной точки зрения Ташкент – наш стратегический партнёр и почти что союзник. Даже ОДКБ называют Ташкентским пактом по месту заключения (хоть узбеки и ушли из структуры в далёком 1999-м, а затем 2012-м году). Президент Шавкат Мирзиёев клянётся в верности нерушимой дружбе, льются пафосные речи о евразийском содружестве, необходимости взаимодействовать по целому ряду направлений. А в то же время лица, которым вручают власть и деньги, готовятся по учебникам, русофобии которых позавидовали бы самые маститые русофобы Прибалтики и Украины.

В учебнике, изданном Академией Министерства внутренних дел Узбекистана, присоединение среднеазиатских земель к Российской империи охарактеризовано как «захват». Усилия царских властей по развитию территорий названы «колониализмом», а вся история конца девятнадцатого – начала двадцатого веков связана исключительно с «национально-освободительной борьбой». По сути нам клеят ярлык колониальной империи – точно такой же, что и Британская в Индии, Французская в Чёрной Африке и Германская в китайском Циндао. Узбекская «интеллигенция» чутко уловила тренды и пытается разыгрывать из своей страны страдалицу. Так и до требований «репараций» недалеко. Требуют же от британцев африканцы и жители Карибского бассейна. Только там для этого есть основания.

Февральская революция 1917 года, естественно, оценивается положительно, равно как и распад единого Российского государства на множество частей (с последующей гражданской войной). Установление Советской власти авторы учебника считают «насильственным», а советский период также называют «колониальным», невзирая на весь антиколониальный пафос большевиков и их стремление к разрушению европейских империй на всём земном шаре. Интересно получается: выходит, действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев тоже был колонизатором – членом КПСС с 1985 года. Узбеков-коммунистов не так-то много наблюдалось в те годы. В пересчёте на душу населения так вообще малый процент. Об этом в Ташкенте стараются, впрочем, не вспоминать лишний раз. Мало ли чего.

И учебник Академии МВД РУ – лишь один частный пример. Точно такие же идеи продвигаются во всех школьных и университетских курсах истории. Люди взращиваются на русофобии, впитывают со школьной скамьи неприязнь к русским и желание реванша от «угнетательской империи». А потом приезжают в Россию и начинают вести себя, как не пойми кто. Нас же уверяют в том, что это всё «бытовые конфликты» (как будто межнациональные конфликты не могут иметь форму бытовых). Чтобы рафик оказался точно «невиновником», из солнечной среднеазиатской республики даже прислали подмогу «братьев» в виде официального представительства того самого Министерства внутренних дел. С целью «защиты законных прав мигрантов» (интересно, кто у нас отвечает за права русских в Узбекистане?).

Узбекистан сильно зависит от денежных поступлений своих гастарбайтеров из России. По данным Национального банка этой страны, граждане РУ вывели от нас за десять месяцев 2024 года около 10 миллиардов долларов – или 1 триллион рублей. Для сравнения: на выплату материнского капитала ежегодно у нас уходит по 0,5 миллиарда рублей. Узбеки-мигранты выводят из России средства, которые могли пойти на развитие отечественной экономики. Этот триллион материализовался бы в новую робототехнику на производствах, в кассы самообслуживания в магазинах, в автоматы для приготовления еды на улицах, в беспилотные такси, в высокую зарплату для российских специалистов, наконец.

Но нет. Мы занимаемся косвенным дотированием узбекского национального хозяйства и поддерживаем на плаву нынешний политический режим. Почему это делается за бесплатно? Никакой геополитической лояльности Ташкента Москве не видно. Узбекистан плотно взаимодействует и с Соединёнными Штатами, и с Североатлантическим альянсом, и с Европейским Союзом. В разгар войны России против коллективного Запада. Так ладно хотя бы дискурс историко-культурный был благоприятный, как в Сербии, которая формально идёт в Евросоюз. Но нет. «Колониализм», «захват», «угнетение» – такими обвинениями сыплют узбекские недоисторики в адрес нашей страны.

Выход из этой ситуации только один: прямая увязка любой социально-экономической помощи со стороны России с синхронизацией политики исторической памяти. Никаких «гуманитарных перетоков электроэнергии» в Абхазию без отмены Дня памяти жертв Кавказской войны. Никаких узбекских гастарбайтеров и тем более «новых россиян» с паспортами без изъятия всех антирусских пособий и исправления учебных программ. Никакого «стратегического партнёрства» с Таджикистаном без исправления «колониальных» и «угнетательских» нарративов. Если нас считают злыми, наверное, пора таковыми стать хотя бы на чуть-чуть, чтобы не превращаться в посмешище и мальчиков для битья. Наши деды такого не допускали – польские, чехословацкие, венгерские и прочие монгольские историки по струнке ходили, согласовывая каждый писк с «Кратким курсом истории ВКП(б)».

Не мешало бы вспомнить старые-добрые инструменты воздействия.

Игорь Лисин

Что будем искать? Например,Человек