Регулярные изменения в системе аттестации знаний школьников не идут на пользу самим учащимся. Помимо полноценного освоения учебной программы они должны постоянно учитывать новые условия проведения экзаменов. У девятиклассников есть свои экзамены, у выпускников средней уже другие формы аттестации. Причем названия состоят из коротких аббревиатур, понятных не всем. Нужно понимать какими будут экзамены в 9 классе в 2019 году — это ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ или ГИА.
Экзамены в 9 классе — ОГЭ, ГВЭ или ГИА
После введение ЕГЭ для учащихся выпускных 11 классов появилось и ГИА для тех, кто заканчивает 9-летнюю ступень образования. Само ГИА расшифровывается как государственная итоговая аттестация, подразумевающая всероссийскую проверку знаний школьников после обучения в 9 и 11 классах.
Сейчас ГИА-9 делится на ОГЭ и ГВЭ, с сохранением общей сути проверки образованности учащихся. Главное отличие между этими экзаменами заключается в категориях сдающих его учащихся.
ОГЭ сдают 3 группы школьников по итогам обучения в 9 классе:
- Учащиеся, не имеющие ни одной оценки «неудовлетворительно».
- Лица, не сдавшие в прошлом учебном году ГИА-9 или не допущенные до экзаменов.
- Иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства и вынужденные переселенцы.
- Школьники, имеющие только одну оценку «неудовлетворительно» при условии выбора этого предмета для сдачи на экзаменах.
Под эти категории попадает большинство обычных российских школьников, а также перечисленные категории учеников. По сути критериями для российских учащихся является допуск к сдаче экзаменов по оценкам за обучение в 9 классе. Для тех, кто сдает ГВЭ, другие критерии отбора. Экзамены такого формата сдают учащиеся таких групп:
- Дети-инвалиды.
- Школьники с ограниченными возможностями.
- Ученики спецшкол с закрытым типом нахождения.
- Учащиеся, отбывающие наказание в исправительных учреждениях.
Для детей специнтернатов и исправительных школ, не попадающих в категорию закрытых, применяются общие правила сдачи экзаменов — они аттестовываются по ОГЭ. При этом требования к ним такие же, как и к обычным школьникам, в отличии от экзаменующихся по ГВЭ.
Также стоит отметить, что ранее школьникам Крыма и Севастополя предоставлялась возможность сдавать экзамены по старой форме в виде билетов и контрольных. С 2019 года обязательная общероссийская система проверки знаний девятиклассников вводится и для них. Они будут проходить ГИА-9 на тех же основаниях, что и ученики по всей России.
Чем отличается ОГЭ от ГВЭ
Многие немного знающие о ГВЭ ученики считают, что разница такого формата экзамена заключается лишь в количестве сдаваемых предметов и самом наименовании. Аббревиатура ГВЭ обозначает государственный выпускной экзамен. ОГЭ же расшифровывается как общий госэкзамен.
Условия ГВЭ действительно другие:
- большая длительность проведения экзамена;
- только 2 обязательных предмета — русский язык и математика;
- особые условия сдачи для детей с ограниченными возможностями, включая другие экзаменационные материалы.
Наиболее важным отличием проведения ГВЭ являются отличающиеся условия сдачи самого экзамена. Это касается и детей, по состоянию здоровья нуждающихся в особых условиях организации процесса аттестации, и школьников, находящихся в колониях и других спецучреждениях. При этом для ряда детей-инвалидов и приравненным к ним ученикам полагаются другие экзаменационные тесты на оба обязательных предмета.
Пока их только 2, но возможно к ним могут добавиться и выборные дисциплины, как это произошло с теми учащимися, которые сдают ОГЭ в качестве госаттестации. Сначала таким школьникам добавили 2 предмета на выбор, теперь их уже три. Причем это временное явление — сейчас экзаменов 5, два обязательных и 3 выборных предмета. Скоро планируется добавить 6 дисциплину, пока же идут дискуссии на тему делать ли шестой предмет обязательным или по выбору.
Обязательные дисциплины и предметы по выбору на ГИА-9
Экзамены в 9 классе в 2019 году по форме ОГЭ предварительно включают в себя два обязательных предмета. Это русский язык и математика, т. е. те же дисциплины, что и у школьников, сдающих экзамены по ГВЭ. Пока конкретных распоряжений о появлении третьего обязательного предмета нет, но это может измениться в ближайшее время. Споры о новом обязательном экзамене уже идут давно, в кандидаты пророчат один из выборных предметов, причем лидирующих вариантов несколько. Каждый из них имеет разные основания для включения в число обязательных дисциплин на ГИА-9.
Четверка лидеров с указанием причин для перехода в обязательные экзамены:
- Физика — пожелание самих учащихся.
- История — массовое плохое знание предмета.
- Обществознание — распространенность выбора предмета на допэкзамены.
- Биология — малая заинтересованность школьников в освоении дисциплины.
Первые два предмета имеют преимущество над оставшимися, но пока речь о присвоении одному из них статуса обязательного идет лишь на словах. До официальных распоряжений все перечисленные предметы по прежнему входят в число дисциплин по выбору. Также как и прочие предметы, ранее являющиеся выборными.
Стоит знать! С 2019 года для допуска к ГИА-9 необходимо предварительное собеседование. Оно заключается в устном экзамене по русскому языку.
Без устной сдачи даже при соблюдении прочих условий нельзя будут приступить к другим экзаменам. Процедуру пересдачи устного экзамена сейчас утверждают, как и саму форму аттестации, критерии оценивания и другие характеристики.
Обжалование результатов и пересдача экзаменов
Пока критике подвергается вся устная часть экзаменационных испытаний. Так до конца и не утвердили официальное право учеников делать цифровую запись с копией собственных ответов. Даже сам прием такого экзамена не внятен — то ли устный ответ будет оценивать присутствующая комиссия, то ли запись передадут независимым педагогам для последующего анализа.
Это один из «камней преткновения» процедуры опротестовывания результатов. Причем обжалование оценки за любой экзамен может происходить только в 2 случаях:
- Несогласие ученика с полученными баллами.
- Нарушения в процедуре проведения экзамена.
Именно касаемо первого случая сложно проводить объективную повторную проверку при наличии устной части. Если экзамен принимала комиссия, а у школьника отсутствует запись ответа и диалога во время аттестации, то ученику придется повторно пройти выпускные испытания. В случае с тестовой или другой формой письменного ответа бланки школьника, несогласного с результатом оценивания, проверяются повторно.
При нарушении правил организации самого экзамена можно подать единичную или коллективную жалобу. Если же все учащиеся довольны полученными результатами, то повторный экзамен не проводится, хотя при серьезных нарушениях возможно полное аннулирование оценок с последующей пересдачей всей группы школьников.
Важно знать! Неявка на экзамен по уважительной причине не требует переноса экзаменов. Существуют дополнительные дни сдачи для каждого предмета. Также можно все экзамены сдать в один комплексный день в случае острой необходимости.
Это не пересдача экзамена — так аттестуются только те, кто болел или по уважительным причинам отсутствовал при итоговой проверке знаний. Полноценная пересдача будет организована в августе-сентябре. В случае повторного получения неудовлетворительных оценок ученик остается на второй год.