По поводу оплаты обучения в школе уже несколько лет идут какие-то слухи и предположения. Одни предполагают, что бесплатным останется только начальное образование, другие пророчат сбор денег за ряд предметов в средних классах, а третьи прогнозируют дорогое обучение в целом. Будет ли образование в школе платным в 2019 году или это только «страшилки» интересует всех родителей. Стоит понять суть проблемы и узнать насколько вероятны риски появления школьного образования за деньги.
Конституционное право на обучение и обязательность образования
Родителям стоит знать, что по закону их дети имеют полное право получать минимальный багаж знаний за счет государства. Бесплатное обучение в школе предусмотрено главным законом страны — Конституцией РФ. Это не простой закон, который можно изменить по воле одного человека, для этого нужны довольно веские основания и согласие множества членов Правительства РФ.
Для всех детей России 43 статьей Конституции предусматривается не только общедоступность и бесплатность образования, но и его обязательность. Родители и сотрудники социальной защиты обязаны создать все условия для того, чтобы школьник смог получить основное общее образование, т. е. закончить 9 классов. К тому же сейчас уже довольно активной стала форма семейного образования, позволяющая ребенку учиться в домашних условиях самостоятельно, с привлечением репетиторов или с помощью родителей. Такая форма образования позволяет вообще не отправлять ребенка в школу, а лишь получить там учебники и с определенной периодичностью сдавать контрольные, диктанты и прочие оценивающие задания.
Все прочее образование, помимо школьного, так же по Конституции РФ может быть полностью бесплатным. Можно на конкурсной основе поступить в ПТУ, техникумы и ВУЗы. Поэтому стоит перестать гадать о том, будет ли образование в школе платным в 2019 году или нет — россияне обладают на доступную учебу конституционным правом.
Вероятные причины возникновения слухов о платном образовании
Непонятно кто и почему распускает новые волны слухов о введение оплаты за школьное обучение, но такая ситуация повторяется с завидной периодичностью. Уже более 10 лет ежегодно очередная порция слухов будоражит умы родителей, обрастая новыми деталями или воскрешая в первозданном виде.
После появления закона 83-ФЗ о переводе образовательных учреждений на субсидиарное финансирование волна домыслов достигла невероятных размеров. Именно в это время появились первые слухи про платные предметы у учеников среднего и старшего звена.
На самом деле ситуация заключалась в следующем — ранее деятельность школы оплачивалась по расходам, а после нового закона стала субсидироваться расчетной суммой, которую руководство образовательного учреждения самостоятельно распределяет, имея при этом возможность стать автономным звеном, оказывающим платные обучающие услуги.
Такой подход никак не касается стандартной программы обучения — средства на проведение привычных уроков по-прежнему выдает государство.
Помимо возможности распоряжаться средствами по своему усмотрению с последующим предоставлением отчетности, а также права перейти на автономию с поиском дополнительных источников финансирования, школы получили кое-какие ограничения. Речь идет об отсутствии возможности приема наличных расчетов с населением даже за платные услуги. Это снижает вероятность оседания полученных денег в карманах руководства образовательных учреждений — деньги поступают сразу на счет школы или детсада, а за их расход необходимо предоставить документы и другую отчетность.
Оплата за дополнительное образование и репетиторов
Вряд ли в России полноценно возродится система факультативных бесплатных занятий. Такое практикуется лишь в малом количестве образовательных учреждений, причем большая часть из них находится в сельских населенных пунктах. В ряде городских школ даже практикуется неофициальный запрет таких мероприятий со стороны руководства.
Небольшое количество бесплатных кружков еще пока сохраняется, но основная масса дополнительных занятий уже давно платная. При этом кружки по интересам и другие формы допобразования не являются обязательными, к тому же экзаменов по ним не предполагается. Поэтому здесь родители и дети поступают согласно желаниям и возможностям.
Другая ситуация наблюдается с особенностями преподавания общеобразовательных предметов, репетиторства и последующей экзаменации. Очень часто в соцсетях и даже в самих школах появляется такая информация, что ОГЭ и ЕГЭ сдать без дополнительных занятий с репетитором невозможно. Безусловно, если уровень преподавания критично низкий, то высокие баллы на экзамене будет сложно получить. При этом, если учащийся пытается освоить хотя бы этот объем преподаваемой информации, то он сможет пройти выпускные экзамены. Вопрос только в том, какая итоговая оценка будет выставлена по результатам.
Большинство родителей, уже прошедших с детьми этап выпускной аттестации по формату ОГЭ и ЕГЭ, утверждают, что если контролировать успеваемость школьников хотя бы в последний год учебы, то можно и без репетиторов претендовать на высокие оценки.
К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях складывается такая нехорошая традиция, когда сами педагоги заинтересованы в том, чтобы стандартная программа предоставлялась детям некачественно с целью дальнейшего оказания репетиторских услуг на платной основе.
Родителям нужно перестать верить в дезинформацию относительно платности общего образования и не «вестись» на уговоры учителей на их найм в качестве репетитора по причине сложности экзаменов. Дополнительные занятия нужны только тем детям, которые халатно относятся к учебе или учатся в очень слабом образовательном учреждении. Даже в этих случаях стоит предпочесть стороннего преподавателя в качестве репетитора или просто самостоятельно помочь ребенку немного подтянуть свои знания.