С точки зрения экономики госдолг состоит из совокупности дефицитов бюджета за конкретный период. Причины его возникновения – это дефицит госбюджета, а также свободные денежные средства юридических лиц и физлиц.
Известно, что планируемый уровень российского госдолга определяется ежегодным государственным Бюджетным кодексом, а также программой «Долговой политики России». Государственный долг страны сочетает в себе внутренний и внешний долги.
Кредитная история России
Как и граждане, государство имеет собственную кредитную историю. Для нашей страны она началась в 1769 г., когда Екатерина Великая впервые позаимствовала деньги в Голландии. В течение следующих полутора веков Россия заняла у внешних кредиторов приблизительно 15 миллиардов рублей. К 1917 году Российская Империя сумела погасить практически весь объём долга.
Базисом кредитной политики императорской России являлись займы. Они могли быть как краткосрочными, так и долгосрочными, обеспечивались гособлигациями. После социалистической революции 1917 года правительство СССР не согласилось погашать царские долговые обязательства, из-за чего облигации, как ценные бумаги, утратили свою рыночную ценность.
В дальнейшем кредитная политика советского государства была достаточно взвешенной. В начале 1980-х г. г. внешний долг страны был меньше 1% ВВП, это – отличный показатель. Ощутимое увеличение внешней задолженности началось с перестройкой. В начале 90-х годов она возросла в 10 раз. А обязательства по погашению государственного долга СССР легли на страну-правопреемницу – Российскую Федерацию.
Внешний долг
Внешние долговые обязательства – это совокупные долги как федерального, так и частного финансовых секторов. Федеральные долги складываются из:
- Долга советского государства;
- Долга современной России;
- Долгов Центробанка.
Долги, принадлежащие частному финансовому сектору, это:
- обязательства коммерческих банков;
- обязательства частного капитала.
Фактически, основное бремя внешнего госдолга лежит на частном секторе, а размер федеральной задолженности колеблется в пределах 10% от её совокупной суммы. Но при этом государство выступает гарантом субъектов, входящих в его финансовую деятельность. А потому долговые обязательства и коммерческих банков, и частные косвенно считаются госдолгом.
Внешние финансовые займы, из-за которых существует и растёт госдолг, обеспечиваются непосредственным поступлением кредитных денег. Их предоставляют международные финансовые институты или обеспечивают эмиссии облигаций. Поэтому кредиторами федерального внешнего долга являются:
- страны, не принадлежащие к Парижскому клубу;
- бывшие соцстраны, состоявшие в Совете экономической взаимопомощи;
- официальные многосторонние кредиторы;
- долговые обязательства по внешним займам облигациями;
- долговые обязательства по внутренним валютным госзаймам;
- госгарантии России в инвалюте;
- другие виды задолженностей.
Наибольшая доля госдолга приходится на облигации внешнего займа – примерно 70%. Последний срок их погашения наступит лишь в 2043 г., но максимальная сумма выплат придётся на 2030 г. Она составит 13 миллиардов 261,4 млн. дол. США. Также частью внешнего долга являются облигации внутреннего валютного госзайма.
Покрытие внешнего долга
Наращивание внешнего долга угрожает нацбезопасности. Оно может привести к фактическому банкротству. Для выплат по внешним задолженностям государство использует различные источники. Как правило, это:
- средства из госбюджета;
- золотовалютные резервы;
- новые заимствования;
- конвертации задолженностей в акции предприятий.
Для погашения внешних долгов чаще всего правительство практикует новые заимствования. Подобный метод ведёт к тому, что уже на текущий момент, а также в 2019 году доходная часть бюджета почти полностью направляется лишь на обслуживание госдолга.
Правительство прогнозирует, что к 2019 г. размер верхнего предела внешнего госдолга составит 71 млрд. долларов.
Внутренний долг
Внутренний долг РФ составляют гарантийные обязательства в нацвалюте и ценные бумаги в виде государственных облигаций. Внутренние долговые гособязательства складываются из:
- кредитов, взятых правительством;
- государственных займов, полученных путём выпуска гособлигаций правительством или Центробанком;
- других финансовых обязательств, гарантированных государством.
Из-за падения темпов экономического роста в стране, эксперты предрекают России ослабление её позиций в мировой экономике. Ожидается, что в 2018 – 2019 г. г. рост ВВП будет находиться на уровне 1,6 – 1,7%. А в соответствии со статистическими данными Минфина, совокупный госдолг РФ в последние несколько лет в среднем растёт на 1% от ВВП.
Такая финансово-экономическая ситуация ведёт к тому, что государству попросту неоткуда брать деньги на погашение долгов. Оно вынуждено изымать средства из «кубышки» или «неприкосновенного запаса». Этими источниками финансирования являются фонды Резервный фонд и Национального благосостояния.
Покрытие внутреннего долга
Правительство вынуждено ежегодно занимать на внутреннем рынке свыше одного триллиона рублей. Эта цифра в несколько раз превышает показатели предыдущих лет. Однако изъятие из бюджета и других источников сумм в подобных объёмах, согласно закону, не должно превышать суммарный годовой объём средств, полученных из налогов и доходов.
Как отмечают специалисты, в 2019 г. цифры эти не только сравняются, но изымаемые на погашение госдолга средства на 4,2% превысят налоговые поступления в казну. Тем не менее, Минфином опубликованы прогнозы, которые указывают, что к началу 2019 г. рост государственного долга ожидается на уровне 20% внутреннего валового продукта. При этом более чем на 5% вырастут и расходы по обслуживанию госдолга.
Некоторые специалисты полагают, что государство, без угрозы своей финансовой системе, может наращивать соотношение долга к внутреннему валовому продукту до 150%. Это должно компенсировать замедленный рост российской экономики. Более трезвые аналитики считают, что стране выгоднее существовать «по средствам». Это означает, что расходы должны совпадать с финансовыми возможностями.