Нельзя сказать, чтобы петербуржцев городские власти чересчур часто баловали новостями об открытии очередной станции метро, поэтому каждая из них ожидается с еще большим нетерпением, чем это могло бы быть.
Город растет ужасающими темпами, развивается и совершенствуется, и очень печально, что далеко не всегда транспортная сеть за ним успевает. И особенно это удручает, учитывая, что на сегодняшний день в крупных городах метро и городские электрички – это действительно практически единственный и гарантированный способ быстро и с комфортом добраться в любой конец города.
Историческая справка
Идея подарить Северной Пальмире собственный метрополитен витала в умах чуть ли не с начала 19 века. Еще до революции предлагались многочисленные проекты и расчеты, но, к сожалению, ярое противление градоначальников того времени, желавших полностью контролировать этот вид транспорта привело к тому, что идеи так и остались на бумаге.
Проблемы были и не только в этом: объективно, в Петербурге можно было прокладывать исключительно подземное, более того – глубокой закладки, метро, но, на это совершенно не было ни средств, ни денег. Все же создававшиеся проекты строились по принципу наземных Венских или Парижских линий, использовали эстакады и попросту не могли существовать в реалиях города того времени.
Вернулись к идее серьезно уже после прихода советской власти – в 1938 году, и к 41-му успели заложить даже основную массу шахтных стволов, но, планы открыть первую ветку к концу 1942-года разбились о реалии войны. В условиях блокады, перед лицом опасности взятия города, было принято решение затопить все выработки, все же рабочие, не эвакуированные на отправленные в тыл предприятия, продолжали заниматься строительством ж/д веток, портовых сооружений, складов и тупиков в осажденном Ленинграде.
В послевоенное время к возобновлению работ по ленинградскому метро подошли предельно серьезно. Во-первых, решили полностью изменить концепцию, освоив технологию оборудования перегонов ниже уровня станций, а также уменьшив по техническим причинам диаметр тоннелей на полметра по сравнению с московским стандартом. Через два года после Победы начались работы, а в 1954-м уже была готова первая очередь к открытию.
Менее года понадобилось на все необходимые тесты и пуско-наладочные работы, а затем Ленинградский метрополитен раскрыл свои двери и горожанам. Первая ветка протянулась от «Автово» до «Площади Восстания», и за все годы советской власти здесь суммарно было построено четыре линии с 54 станциями, общей протяженностью тоннелей в 94,2км.
В 90-е планировалось завершить 14 станций, шесть из которых должны были принадлежать Приморскому радиусу, пять – Фрунзенскому, две – Правобережной линии, а также собирались построить станцию «Парнас» на Московско-Петроградской линии и депо «Выборгское». К 2004-му думали, что и вовсе удастся практически удвоить существующую сеть метрополитена, подарив ей целых три линии с 64-мя новыми станциями. Но, госбюджетов катастрофически не хватало, пришлось даже прибегать к спонсорскому финансированию, поэтому из всех этих планов получилось сдать лишь шесть станций.
Последней появилась на свет Фрунзенско-Приморская линия, первую очередь которой открыли десять лет назад – в 2008-м. На данный момент всего в городе функционирует пять веток с 69 станциями, проложенными на глубине 44 – 64 м.
Проблемы и пути их решения
Как известно, грунты в Питере – не сахар. То и дело попадающиеся метростроевцам плавуны, частые размывы и необходимость строить все на достаточно большой глубине существенно замедляли ведение работ по прокладке путей и открытию станций на всем протяжении существования метро в этом городе.
Помимо естественных причин масла в огонь подливает и финансирование, а также срывы сроков подрядчиками, расторжение с ними соглашений, как, в частности, произошло не так давно с «Трансстроем». В итоге, «Южное» депо для новой Фрунзенско-Приморской ветки так и стоит пока недостроенным, как и множество других станций, а давно обсуждаемая и необходимая шестая линия еще только в стадии проектирования.
Многие планы нарушились по причине того, что пришлось в срочном порядке подводить «Новокрестовскую» к «Зенит-Арене» под ЧМ-2018. В результате спальные районы с множеством растущих новостроек остались из-за нее на еще больший срок без собственных станций. Единственный плюс – открытие «Беговой» в Приморском, в чрезвычайно оживленном месте с кучей новых окрестных ЖК и офисно-административных комплексов. В том числе и со знаменитым Лахта-центром.
Планы на ближайшее будущее
До конца текущего года Питерский метрострой клятвенно обещает запустить «Проспект Славы» (Фрунзенский район, возле парков Героев-Пожарных и Интернационалистов), «Дунайскую» (там же, возле «федоровской» и «филатовской» больниц) и «Шушары» (в Пушкинском, возле автозаводов и Южной ТЭЦ). Что же касается планов на 2019 год, здесь все не так радужно, как ожидалось.
Столь давно обещаемую «Театральную», благодаря которой, наконец, появился бы шанс нормально добираться до Мариинского театра и к целому сонму других достопримечательностей центра города (Адмиралтейский район), откроют только к концу следующего года и то, исключительно пока как транзитную. А вот следующую за ней станцию «Горный институт», скорее всего, тогда же запустят сразу и полноценно (Василеостровский район, рядом с одноименным университетом, морским вокзалом и несколькими музеями).
Затем и вовсе наступит огромный перерыв на целых два года – только к концу 2022-го, если не случится чего-либо непредвиденного и с финансированием все будет в порядке, на пересечении Кировского и Красносельского районов откроют «Юго-Западную» (возле Полежаевского парка и одного из терминалов Большого порта). Примерно тогда же ждут и «Путиловскую» в заводском Кировском районе. Их, по счастью, уже строят, так что, скорее всего, рано или поздно мы их все же увидим во плоти.
В качестве же примеров долгоиграющих проектов, существующих пока только в задумке, сейчас просчитывается идея, например, заняться вплотную совершенно новой веткой — коричневой, первыми ласточками которой станут упомянутые «Путиловская» и «Юго-Западная».
На ней после 2024 года должны будут появиться целых 5 станций (точно известно, что речь идет о «Броневой», «Заставской», «Боровой», «Каретной», «Сосновой поляне»), а также еще несколько добавочных на остальных линиях (в т.ч. «Знаменская» и «Лиговский проспект-2») – в общей сложности еще примерно с десяток.
Петербуржцы, без сомнения, привыкли к своей подземке, и пусть она не такая внушительная по размеру и насыщенности, как столичная, тем не менее, значение ее переоценить сложно. Поэтому хочется, что в ближайшем будущем она все-таки сможет подарить им тот транспортный комфорт, на который они поистине заслуживают.
Видео
[fvplayer id=»1633″]