Правительство Санкт-Петербурга на ближайшие 10 лет запланировало активное развитие метрополитена. Согласно разработанной в 2011 году государственной программе относительно расширения транспортной системы северной столицы, эксплуатационная протяженность линий будет увеличена до 139,4 км. И в связи с грядущими изменениями многих волнует вопрос, какие изменения претерпит карта метро Санкт-Петербурга в 2019 году и в какой последовательности будут проводиться работы.
Этапы расширения
Увеличивать эксплуатационную протяженность линий метрополитена планируется в три этапа:
- первый период с 2017 до 2022 год;
- второй – с 2022 по 2028 год;
- третий – с 2028 года и далее.
В результате такого глобального расширения будет запущено 45 станций. Основная часть из них создается для того, чтобы связывать центральные районы города с его отдаленными участками. Вторая половина разрабатываемых участков с запроектированными станциями будет обеспечивать возможность максимально быстро добираться до ближайших населенных пунктов Ленинградской области.
На первом этапе увеличения эксплуатационной протяженности планируется разработать вторую очередь пятой фиолетовой линии – Фрунзенского радиуса. Новая схема метро Санкт-Петербурга 2019 года будет включать такие новые станции: «Шушары», «Дунайская» и «Проспект Славы», а также «Южное» депо.
Ранее предполагалось, что электродепо «Южное» должно было заработать после 21 января 2019 года, но работы по устранению недочетов еще не были закончены. А вот «Шушары» и «Дунайский проспект» и «Проспект Славы» заработают не ранее конца февраля.
Параллельно с этим планируется открыть участок четвертой оранжевой линии – Правобережной. Его протяженность будет от станции «Спасской» до Васильевского острова, захватывая при этом промежуточный объект – станцию «Театральная».
Согласно плану расширения метро Санкт-Петербурга, уже в 2019 будут запущены в эксплуатацию 7 новых станций.
Реализация
Главное отличие метрополитена северной столицы от московского «собрата» – более сложные геологические условия. Это вынуждает застройщиков задействовать оригинальные новые технические решения. Так, при возведении станции «Новокрестовская», выполняющей сегодня функцию пересадочного узла на Лахтинско-Правобережной ветке, строителям пришлось насыпать территорию, которая получила название Невская губа.
Несмотря на множество трудностей, с которыми всегда сопряжено строительство в прибрежной зоне, станция успешно прошла испытания 13 мая и работает в стандартном режиме с 26 мая 2018 года.
Фрунзенский радиус
При строительстве Фрунзенско-Приморской линии конечная станция, обозначенная на схеме метро 2019 года как «Шушары», будет размещаться за пределами КАД. Дальше по ходу движения ветки строится электродепо «Южное».
В северном направлении от «Шушар» проходит двухпутный тоннель, завершающийся тупиковой демонтажной камерой. Этот объект расположен по соседству с возводимой станцией «Проспект Славы».
На участке этого двухпутного тоннеля параллельно проходит возведение станции «Дунайская». Согласно схеме Санкт-Петербурга, она размещена между точками метрополитена «Проспект Славы» и «Шушары».
Особенность этого объекта в том, что он возводится на основе новой технологии «top-down». Она предполагает сначала закладку по периметру котлована стен на всю глубину, а затем монтаж на них железобетонных плит верхнего перекрытия. Под защитой этих плит будут возводиться нижние ярусы котлована. В итоге объект получается трехуровневым:
- первый – предназначен под обустройство вестибюлей;
- второй – будет включать технологические помещения;
- третий – под обустройство станционных залов, дополненных боковыми пассажирскими платформами.
Платформы с вестибюлями будут соединять 12 эскалаторов.
Третьей и завершающей точкой Фрунзенского радиуса метро станет станция пилонного типа глубокого заложения, известная под названием «Проспект Славы». Она находится на пересечении Бухарестской улицы и проспекта. А потому оформление объекта является воплощением темы мужества и отваги солдат Советской Армии.
Станции оранжевой ветки
Работы проводятся и на Лахтинско-Правобережной линии. Согласно карте, новая станция под названием «Горный институт» появится на Васильевском острове. «Горный институт» является 9-й по счету станцией Правобережной ветки. Его планируется ввести в эксплуатацию к ноябрю. Для этого «Метрострой» начал проходку тоннелей одновременно тремя щитами: «Спасская» — «Театральная» — «Васильевский остров».
Как видно по карте метро в 2019 году промежуточными между «Спасской» и Васильевским островом станет «Театральная». Она должна улучшить транспортную доступность Адмиралтейского района.
Вестибюль станции будет иметь подземное исполнение, а выходы располагаться возле исторического корпуса Мариинского театра. Чтобы объект гармонировал с архитектурным ансамблем театральной площади, отделка станции будет выполнена в виде занавеса сцены Мариинского театра.
Проблемы и пути решения
К сожалению, строительство питерского метро довольно часто не укладывается в заранее озвученные сроки. Причин тому несколько:
- Геологические особенности региона. Строительство существенно осложняет близость грунтовых вод и грунты-плавуны.
- Недобросовестные подрядчики. Именно по этой причине так затянулось строительство депо «Южное».
- Недостаточное финансирование.
Некоторые спальные районы Санкт-Петербурга так и не дождались обещанных ранее новых станций ввиду того, что в преддверии ЧМ 2018 года все силы строителей были направлены на экстренное возведение станции «Новокрестовская» вблизи «Зенит-Арены».
Не обошлось без проблем и в строительстве станций «Театральная» и «Горный институт».
Ввиду ряда сложностей, возникших в процессе прокладки туннелей в тяжелых питерских грунтах, их откроют не раньше конца 2019 года (а скорее всего, уже в 2020). Известно, что в первое время станция «Театральная» будет работать в режиме транзита. Жителям Василеостровского района должно повезти больше, ведь «Горный институт», как конечная ветки, с момента открытия должна работать в обычном режиме.
Видео о строительстве южной части Фрунзенского радиуса:
[fvplayer id=»1638″]