Еще в 2017-м нам обещали, что следующие три года страна будет жить совершенно по-другому, благодаря новой модели социального страхования. На самом деле речь шла о банальном перераспределении бюджетных нагрузок для выравнивания ситуации в проблемной трехлетке и получения достаточного маневра для размышлений о настоящем реформировании системы.
Дело в том, что всегда «прибыльный» вид страхования – от несчастного случая – был характерен профицитом минимум в десять миллиардов. Тогда как второй тип услуг Фонда – страхование на случай болезни, беременности и родов – напротив, являлся в корне дефицитным и требовал покрытия, не меньшего 40-45 миллиардов.
Чтобы хотя бы в краткосрочной перспективе решить проблему, у нас традиционно решили не сокращать расходы, а наращивать доходы, причем, за счет плательщиков сбора на страхование от несчастного случая. С их помощью правительство надеялось восполнить бюджет на сумму, сопоставимую со ста миллиардами, которых с лихвой бы хватило на выплату и пособий по больничным, и по беременности и родам.
Правда, в ФСС отмечали, что вполне осознавали на тот момент, что мера это – вынужденная, не борющаяся с бедами системы в корне, но, тем не менее, другого выхода просуществовать на протяжении 2017-2019 годов они себе не представляли. Что ж, граждан России, безусловно, интересует, удалось ли по истечении почти двух лет с момента принятия нового планового бюджета Фонду реализовать свои планы, и тем более интригует, что же он приготовил для нас в следующем 2019 году?
Сухие цифры
Если не вдаваться в подробности, только за 2018 год соцстрах собирается увеличить более чем на полмиллиарда свою доходную статью: с 642,2 до 708,9. В 2019 году ФСС хочет получить с населения и того больше – 739,7 млрд.руб., а в 2020-м, для понимания тенденций – 774,3 млрд.
Получается, что в целом в направлении роста доходов где-то на сто – сто с небольшим миллиардов, как мы видим, он действительно движется, причем очень активно. При этом и расходы решили увеличить – с 683,4 до 736,6 млрд.руб. в 2018 году, и до 775,4 и 811 млрд.руб. в 2019/2020 годах, соответственно.
Динамика образования дефицита нового бюджета в результате стала выглядеть куда привлекательней: с катастрофических невосполненных 41,2 млрд. страна подобралась к куда более привлекательным 27,7 млрд., правда, на конец 2019-го, по идее, снова станет подползающий к 40 млрд. дефицита, если, конечно, Фонд не придумает, как эффективно сократить свои расходы.
Выплаты ФСС планирует все три года, с 2018 по 2020, осуществлять в полном объеме и без задержек, а дефицит покрывать ему помогут специсточники финансирования, традиционные для решения его проблем с несбалансированностью приходов и расходов. Обещают, что не будут ущемлены ни лица, потерявшие здоровье на работе, нуждающиеся в лечении и реабилитации, а также в последующем адекватном трудоустройстве, ни получающие пособия по больничным, а также всей помощи, связанной с беременностью и родами.
Скидки по «травматичным» страховым тарифам на 2019 год
Еще одной важнейшей новостью для отечественного бизнеса и госпредприятий стало то, что в мае 2018 года, наконец, ФСС и Правительство договорились о том, какими должны быть основные показатели, указывающие на то, что организация может претендовать на скидку, либо же, наоборот – ей грозит надбавка, к страховому тарифу.
Как известно, механизм назначения всего этого опирается на виды деятельности ОКВЭД-2 (касается, процента перечислений по взносам на травматизм), а также ряд других объективных факторов, и определенный размер скидки устанавливает лично для каждого предприятия территориальный орган Фонда, к которому оно прикреплено.
Напомним, предоставление надбавки либо скидки в последние годы опиралось на три ключевых момента:
- на кол-во страховых случаев в разрезе определенного кода ОКВЭД-2, приходящихся на каждую тысячу работников предприятия;
- на соотношение между начисленной суммой страховых взносов и обеспечением по страховым случаям в рассматриваемом периоде;
- на кол-во неотработанных дней в связи с потерей трудоспособности из-за страховых несчастных случаев, в разрезе каждого вида деятельности, исключая летальные исходы.
На практике это выглядит следующим образом. Ежегодно, по традиции (где-то в конце весны – начале лета), ФСС публикует исчисленные им нормы по всем видам деятельности, и организация, находит свой основной код в этом списке и сравнивает собственные текущие показатели с изданными значениями.
Если до нормы получается не дотянуть – можно смело рассчитывать на скидку, и уже сообразно этому прикидывать свои бюджеты. И, разумеется, наоборот. Максимальный размер скидки – 40% — таким и останется в 2019 году, если до его наступления не успеют принять каких-либо изменений на этот счет.
Всего, как известно, у нас работает 32 класса профессионального риска, ставки для которых стартуют с 0,2 и доходят до 8,5%, вначале с шагом в одну десятую процента, а начиная с 14-класса – в две десятые, с 20-го – в три, а с 24-го – в четыре десятые.
И чтобы узнать текущую свою скидку и ставку, надо каждый год до середины апреля за предыдущий отчетный период подать в органы Фонда справку-подтвеждение, заявление на подтверждение вида деятельности (основного), а также баланс с пояснительной запиской за соответствующий период (работает далеко не для всех групп предприятий).
Если все эти данные не подать, специалисты ФСС оставят за собой право по закону самостоятельно определить тариф для такого плательщика, мало того – ему однозначно в таком случае «светит» максимально возможная ставка из всех упомянутых в ЕГРЮЛ кодов. И она, что характерно оспариванию не подлежит.
Всем же, у кого в штате есть инвалиды, как и ранее, в 2019 году будет предоставляться неизменная льгота в 60% от всей суммы надлежащих к уплате страховых взносов.
Новое по больничным листам и пособиям
В расчетах страховых начислений и выплат следует учитывать, что граничные базы для этого были увеличены до 815 000 руб., а для ОПС, соответственно, до 1 021 000 руб. При достижении последней суммы ОПС рассчитывают по 10%, а не по 22%-тарифу. С выплат же по материнству и болезни взносы вообще не начисляют, когда достигнут предел базы. А вот по ОМС лимиты убрали, как известно, вообще уже давно – с них начисления идут вне зависимости от того, какого размера выплата.
В 2019 году будет действовать 30% ставка, правда, это только для общей системы налогообложения – «упрощенцам» собираются в этом плане подарить существенные льготы.
Также пока не решен вопрос с общим бюджетным маневром, на котором так настаивает Минфин, и конкретная информация о котором появится, как ожидается, не ранее начала рассмотрения проекта бюджета на следующий год, ведь он подразумевает рост НДС с компенсацией выросших по этому налогу затрат для бизнеса уменьшенными ставками ФСС. Но, как бы там ни было, сейчас актуальным остается долевое распределение взносов в 22/5,1/2,9% в ОПС/ОМС и соцстрах, соответственно.
Кстати, не исключено, что даже если оставят консолидированную ставку на прежнем уровне, возможно, примут решение, что будет перетасовка между показателями внутри. Например, давно уже обещают снизить ставку по соцстраху, но повысить при этом – на медицинское страхование.
Еще один важный нюанс, касающийся ИП-шников: их взносы «отвязали» от МРОТ, сделали фиксированными и зависящими только от дохода. Так, если показал менее трехсот тысяч рублей, в ПФ платить придется 26 545 руб., а в ОМС – 5 840 руб. Свыше же этого порога платят все то же, но еще и плюс к сумме 1% пенсионного, взимаемого с размера превышения.
Несколько важных нюансов
ФСС не делает разницы между гражданами РФ, получающими вознаграждение за труд на территории страны, и нерезидентами аналогично работающими здесь на российский бизнес и госструктуры. На них тоже организации обязуются начислять и уплачивать соответствующие взносы.
Также важно помнить, что с 2018 года действует новая форма отчетности по ФСС, в которой появился ряд серьезных изменений, а также внедрены новые правила, по которым там могут посчитать, что отчет является несданным (четко прописано, какие ошибки и в каких строках на это влияют).
Пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» продлен в своем действии до 2020 года, но, стало известно, что работать он будет лишь в 33 федеральных субъектах, прочие же так и продолжат пользоваться зачетной схемой. Принцип отбора в эту программу не афишируется, но, известно, что на протяжении 2018-2019 годов в нее точно не войдут: Владимирская, Кемеровская, Волгоградская, Смоленская, Рязанская, Кировская, Воронежская, Костромская, Тверская, Курская, Ивановская области, Забайкальский край и Саха.
А также регионы, которые планировалось подключить самыми последними – во второй половине 2019 года. Это Ингушетия, Коми, Дагестан, Карелия, Кабардино-Балкария, Северная Остетия-Алания, Чувашия, Чечня, Удмуртия, Ярославская, Тульская и Архангельская области, Хакасия.
Продлены льготные условия для обложения взносами в ФСС для Калининградской ОЭЗ: ОМС – 0,1%, соцстрах – 1,5% и ОПС – 6%. Пользоваться ими можно будет вплоть до 2025-года. Также узаконены были и существенные поблажки предприятиям, прописавшимся в ряде особых промышленных зон, которые не являются отдельными регионами или муниципалитетами. Например, для модных сейчас технополисов, где консолидированная ставка по соцвзносам понижена до 21%.
Видео
[fvplayer id=»1893″]