План противодействия коррупции на 2018-2020 годы

Коррупция — слово знакомое для любого российского гражданина. Взяточничество и злоупотребления служебным положением в кругу государственных служащих имеют огромные масштабы. Конечно, это сильно тормозит развитие экономики, что в конечном счете сказывается на благосостоянии жителей нашей страны. Борьба с этим явлением ведется постоянно. В последние несколько лет противостояние вышло и на законодательный уровень. Президент в 2018 году в очередной раз утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. В чем его суть, рассмотрим далее.

Откуда в России коррупция

До учреждения Петром I административного аппарата, где чиновникам выплачивали жалование, взятки и подношения госслужащим считались нормой.

С 1715 года за использование служебного положения для своего обогащения стало жестоко наказываться. Чиновников били батогами, ссылали и даже казнили. Однако, борьба не приносила нужных результатов.

Со смертью Петра I аппарат вернули на прежнюю систему оплаты и даже разрешили брать «благодарность» от просителей.

В Царской России с коррупцией боролись разными способами: законами, ужесточением наказаний. Но это мало помогало, так как чиновников становилось всё больше, а денег на их содержание часто было недостаточно.

Рост аппарата чиновников, увеличение госзакупок оборонного характера, сделок с недвижимостью в начале XX века привели к резкому увеличению взяток.

Причинами неэффективной борьбы с коррупцией в России с приходом советской власти и в СССР раннего периода можно считать следующие обстоятельства:

  • Политико-экономическая ситуация в стране вследствие Гражданской войны и иностранной интервенции.
  • Нищенское существование госслужащих.
  • Увеличение аппарата чиновников за счет неквалифицированных революционеров и бывших подчиненных царя.
  • Запрет частного предпринимательства. Бизнес стал серым, расцвели криминал и коррупция.

Когда во главе государства встал И. Сталин, ситуация с коррупцией намного улучшилась и ее уровень достиг минимума благодаря наведению порядка в государстве.

Во времена правления Л. Брежнева чиновничий беспредел вспыхнул с новой силой из-за того, что у главы государства был собственный взгляд на происходящее. Он поощрял продвижение во власть «своих» людей и даже сам себя награждал орденами за заслуги перед отечеством.

В то время приближенные к верхам пользовались особыми привилегиями, имея загородные дачи, доступ к дефицитным продуктам и другое.

В обиходе у граждан присутствовали такие понятия как «блат» или «связи». А воспринимался эти вещи как обыденность и никого не удивляли. Однако, официально факты коррупции нигде не освещались, так как государство имело абсолютный контроль над информацией, которая появлялась в печати или в телерадиовещании.

В 90-е годы XX столетия после распада СССР страну нахально грабили не только чиновники, но и процветавшая в то время преступность.

Бизнес был крепко связан с криминалом. Налоговые отчисления в бюджет практически не производились из-за лазеек в законах и слабой работы правоохранительных органов.

Бюджет был очень маленьким, госслужащие получали мизерную зарплату, что как следствие приводило к росту коррупции.

С приходом В. Путина к власти началась борьба с олигархическими структурами, лоббировавшими угодные для себя законы и уклоняющимися от налоговых отчислений. Произошла национализация нефтегазовой отрасли, приводился в порядок налоговый кодекс. Эта стратегия позволила увеличить бюджет, но коррупция приобрела скрытую форму.

Путин наметил основные направления борьбы государства с коррупционерами:

  • Контроль за доходами и расходами служащих государственного аппарата.
  • Обеспечение прозрачности.

С того времени планомерно принимались и продолжают приниматься законы и указы Президента для ужесточения борьбы с коррупцией во всех сферах, куда она проникла: госзакупки, образование, бизнес, медицина, космическая отрасль и другие.

Национальный план противодействия коррупции

Указ Президента РФ от 29.06.2018 №378 предусматривает стратегию избавления России от коррупции путем выполнения следующих целей:

  • тщательная проработка подходов к решению проблемы: запретов, ограничений и требований, предупреждающих возникновение коррупции;
  • улучшение мер по недопущению коррупции в области госзакупок;
  • применение законодательства, направленного на уничтожение коррупции на всей территории государства, для обеспечения его эффективности;
  • отслеживание покупок на доходы, не имеющие законных оснований, совершенствование механизма их изъятия в пользу РФ;
  • обеспечение предоставления исчерпывающих сведений об операциях, связанных с доходами или тратами, об имуществе и обязательств по отношению к нему;
  • улучшение и использование мероприятий просветительского характера, воспитывающих нетерпимость к коррупционным схемам у госслужащих общества в целом;
  • совершенствование мер для искоренения коррупции в бизнесе и злоупотреблений должностными лицами служебным положением для препятствования предпринимательской деятельности;
  • организация системы правовых актов, служащих предупреждению коррупции, с целью актуализации и устранения несоответствий и белых пятен правового регулирования;
  • международное сотрудничество по вопросам борьбы с коррупцией;
  • повышение авторитетности РФ на мировой арене.

Таковы основные направления антикоррупционной работы, обозначенные Президентом РФ.

Компетентным органом, осуществляющим разработку, принятие и контроль исполнения законов, обеспечивающих борьбу с нечестными чиновниками и госслужащими, является Федеральное собрание РФ.

Распределением функций органов исполнительной власти на федеральном уровне занимается Правительство РФ.

Для совместной реализации органами исполнительной власти задач Президентом РФ могут создаваться координационные группы, состоящие из представителей органов федерального, областного и других уровней. Их задачей является передача данных о выявленных коррупционных действиях уполномоченным органам для их дальнейшей проверки и принятия законных решений в отношении лиц, совершивших эти действия.

Ответственность коррумпированных лиц

В 2019 году лица, признанные на законных основаниях коррупционерами, несут ответственность, предусмотренную правом, вплоть до уголовной.

В отношении физического лица, независимо от его гражданства, могут применяться действия, запрещающие ему работать в государственных структурах.

Для юридических лиц, для которых шла подготовка и совершение противоправных действий, применима статья 19.28 КоАП РФ, запрещающая незаконно обогащаться посредством кооперации с юридическим лицом.

Применяется административная ответственность к юрлицам за незаконное вовлечение в трудовую деятельность бывшего либо ныне работающего госслужащего.

Если физическое лицо понесло административную или уголовную ответственность за правонарушение, то это не отменяет ответственности юридического лица, замешанного в деле. И наоборот.

Действия, направленные на борьбу с нечистыми на руку чиновниками, ведутся не первый год и уже имеют свои плоды. По данным независимых оценок международных компаний противодействие коррупции в России усилилось, а ее уровень заметно снизился в последние годы. Остается только порадоваться этим выводам и надеяться на то, что в скором времени нашей стране всё-таки удастся окончательно избавиться от этой проблемы.

[fvplayer id=»2047″]

Что будем искать? Например,Человек