События мировой нефтяной схватки развиваются стремительно. Только решил на завтра сделать материал почему саудитам будет трудно конкурировать с российской нефтью на европейском рынке, а тут новость: «Саудовская Аравия и Ирак заявили, что не смогут предоставить ранее объявленные скидки на поставки нефти в рамках условий контракта из-за рекордного роста ставок на перевозку танкерами».
Итак, где тут собака порылась.
Гладко было на бумаге (да забыли про овраги)
Как мы помним, как только стало известно, что войне быть, саудиты кинулись в атаку. Они объявили, что готовы поставлять нефть в европейский порт Роттердам по 25$ за баррель.
Это сразу же обвалило мировые котировки и создало проблемы при продаже очередных партий российской нефти на протяжении нескольких торговых сессий.
Российский ответ был не менее весок. Москва отпустила цену на свою марку Urals в свободное плавание и ее нефть ушла по цене 19$ за баррель и даже ниже.
Это стало поводом для глумления со стороны ее оппонентов, мол «руки вверх» – саудиты поставили российской нефтянке шах и мат и т.д. Но те, кто так говорил, так и не поняли, что сражения выигрываются не красивыми жестами, а четкостью глазомера и трезвостью расчета. Когда я говорил давеча, что действия саудитов импульсивны и явно сумбурны, я имел в виду именно их желание одним махом нанести противнику роковой удар (как мы знаем из моих прошлых материалов, на долгую войну у них нет ни денег, ни … нефти).
А просчитать последствия своих шагов они не сумели. Между тем, было очевидно, что резких выброс на рынок огромных партий нефти при почти 100% загруженности танкерного мирового флота, даст резкую стоимость фрахта со всеми вытекающими последствиями. И именно в этой ситуации российская нефть, со своими трубопроводами, за транзит по которым нефтедобывающие компании платят фиксированную цену в рублях, и которая может быть «подброшена» по трубам почти к самым рынкам сбыта, получает выгоду.
Вообще, когда мы начинаем анализировать стоимость нефти, по которой готова продавать свой продукт та или иная сторона конфликта, важно учитывать все нюансы, которые на сегодня стали приобретать очень важное значение.
Помните проигранную войну в Сирии, о которой мы говорили в прошлой части и невозможности построить трубу к берегу Средиземного моря? Именно потому, что они тогда проиграли саудиты и сегодня вынуждены таскать большую часть своей нефти из Красного моря через Суэц (а там еще те тормоза) в европейские порты (либо вокруг Африки супертанкерами). И это по новым ценам на фрахт вылетает им в копеечку.
Не считая задержки в Суэце расстояние 3821 милю обычный танкер проходит за 16-18 дней. С учетом сегодняшних цен на фрахт принцы за доставку своего груза в Роттердам заплатят 6,5-7$ за барр. Плюс пошлина за использование канала (еще 1,5$ за барр.)
А Россия? А у нее все просто она продавала свою нефть по условиям FOB. То есть, доставка из порта за счет покупателя. И тоже по сути по себестоимости. Но у России гораздо лучшая финансовая ситуация, а еще она гораздо меньше зависит от нефти. И она ждет. Ждет, потому, что понимает, что у прынцев хорошего выхода нет, и они все равно прибегут на поклон. Или … несколькими глупыми лидерами в мире станет меньше.
Итого доставка нефти обойдется саудитам минимум в 8-9,5$ доллара. Почему минимум? Да потому, что когда россияне объявили, что они будут легко продавать свою нефть по 18-19$ за за баррель, и при этом увеличат ее отгрузку на четверть, угадайте, что произойдет с ценой фрахта? Точно. Она еще возрастет, только для русских это будет не критично, а для саудитов, хоть удавись.
Итак, вычтите 10-11$ из 25$ и получите остаток на руки. При этом по оценкам специалистов Saudi Aramco (а уж себя то они точно не обсчитают, скорее, приукрасят), которые они провели в ноябре 2019 года, себестоимость их собственной нефти составляет – 17$ за барр. (правда, это уже с учетом налогов).
Таким образом, 25$ в Роттердаме за свой счет, для Saudi Aramco – это на момент ее оглашения была цена … выгодная. Но стоимость фрахта быстро опустило все на уровень себестоимости, а «злые русские» за один день перевели сделку в убыточную (вот это я называю мастер-класс).
А теперь возвращаемся к финансам королевства. Если Saudi Aramco будет продавать нефть в убыток себе, значит их этих продаж саудовский нефтяной монополист ничего не перечислит в бюджет из дивидендов, а уплатит только около 110 млрд. долл. пошлин (с учетом роста объемов) и налогов (и то если сам залезет в долги).
А расходы госбюджета на 2020 год, даже после сокращений последних дней составляют примерно 270 млрд. долларов. Кстати, ненефтегазовые доходы королевства в 2019-ом составили чуть больше 80 млрд.$, а в 2020-ом с учетом всех проблем, цифра будет явно меньше. То есть, как я и говорил в первой части расследования – 100-110 млрд. $ (раньше говорил о чуть больших цифрах, но то без учета секвеста бюджета) принцам для сохранения «стабильности в стране» в год «вынь да полож». А вероятнее всего и больше.
И это очень много. Принцы уже не могут себе этого позволить, а с учетом нерадостных перспектив противостояния с США, им и вовсе надо думать не о деньгах, а о том, чтобы не повторить судьбу Каддафи.