С 2021 года каждому работодателю нужно перейти на электронные трудовые книжки и информировать Пенсионный фонд о приеме сотрудников на работу, их повышениях и увольнениях. В связи с нововведениями следует точно знать, что делать для перехода на новую форму ведения документов и как быть с их бумажными версиями.
На что обратить внимание работодателю?
При переходе на электронные трудовые книжки с 2021 года работодателю нужно:
- Внести изменения во внутренние документы организации, где есть упоминания о трудовых книжках. Например, указать, что при трудоустройстве соискатель вправе предъявлять бумажный документ или его электронный аналог (по форме СТД-Р или СТД-ПФР). Также нужно прописать порядок получения и хранения сведений в новом формате.
- Проверить бумажные книжки. Перед переводом сведений в электронную форму следует убедиться в отсутствии ошибок, касающихся личных сведений работников, дат трудоустройства/увольнения, реквизитов соответствующих приказов, названия должностей и пр.
- Определить (при отсутствии) корпоративный e-mail. Работники могут запрашивать сведения о своей трудовой деятельности в бумажной или электронной форме. У них должна быть возможность направлять запрос на e-mail.
- Обеспечить техническую готовность для отчетности перед ПФР. Работодатель обязан отчитываться по единой форме СЗВ-ТД, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п. Делать это можно через компанию-оператора электронного документооборота, клиентскую службу ПФР или кабинет страхователя. Возможность подачи отчетов в бумажной форме предусмотрена только для организаций со штатом до 25 человек.
Порядок ведения отчетности
Отдельный цифровой документ со сведениями о должности и месте работы человека не предусмотрен. Есть база данных на ресурсах Пенсионного фонда РФ, куда работодатели передают сведения о своих работниках. В ней же можно сформировать выписку по каждому, которую и называют в обиходе «электронная трудовая книжка». Она содержит такую же информацию, как и привычная всем бумажная версия:
- личность работника (ФИО, СНИЛС и пр.);
- место работы, должности;
- даты приема на работу, увольнения, перевода на другое место с указанием реквизитов соответствующих приказов;
- основания расторжения трудового договора;
- другие данные предусмотренные действующим законодательством.
Сведения должны быть сформированы на каждого работника, трудоустроенного по трудовому договору. Это касается и тех, кто трудится неполный рабочий день или по совместительству, находится в отпуске за свой счет, по беременности, родам или уходу за ребенком. Исключение — сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам.
Для отчетности перед Пенсионным фондом действует следующий порядок:
- Срок подачи первого отчета в 2021 году – до 15 февраля. В нем следует отразить сведения о трудовой деятельности работника у работодателя, актуальные на 01.01.2021. Подавать всю информацию из бумажной книжки не нужно.
- В случае приема на работу нового сотрудника или увольнения отчитаться перед ПФР следует максимум на следующий рабочий день после оформления соответствующего приказа.
- Впоследствии подавать отчеты надо только в случае кадровых изменений (например, перевода на другую работу, повышения, присвоения разряда). Делать это нужно до 15 числа следующего месяца. Если никаких событий не происходит, подавать пустые отчеты нет необходимости.
Что делать с бумажными документами?
До 31 декабря 2020 года работники обязаны определиться со способом ведения трудовой книжки и обозначить работодателю свой выбор в письменном заявлении. Позднее подать его могут те, кто не успел сделать это по причине болезни, отпуска, отстранения от работы или просто не работал (но при этом имеет стаж).
Соответственно, работодатель будет продолжать вести бумажные книжки с 1 января 2021 года по тем работникам, которые выберут этот вариант или не подадут никакого заявления. Но за ними сохраняется право отказаться от бумажного документа и перейти на электронную версию в любой момент через соответствующее заявление.
Право на ведение трудовой книжки в привычной всем трудоустроенным россиянам форме сохраняется и после увольнения и последующего трудоустройства на новое место работы.
При выдаче документа на руки нужно выполнить следующие действия:
- Сделать в нем пометку о последующем ведении сведений в электронном формате.
- Отразить факт выдачи работнику под его подпись в Книге учета движения трудовых книжек. Далее работодатель снимает с себя ответственность за ведение и хранение документа.
- Предупредить работника о необходимости сохранить бумажный документ. Он остается в силе, поскольку содержит сведения о местах работы и стаже за предыдущие годы.
Штрафы
При несоблюдении сроков подачи отчетности по форме СЗВ-ТД или ее подаче с ошибками с 1 января 2021 года устанавливается ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Для должностных лиц предусмотрены:
- предупреждения;
- штрафы 300-500 руб. по каждому нарушению (отчету).
К работодателям также может быть применена ст. 5.27 КоАП РФ, касающаяся ответственности за нарушение трудового законодательства (например, за принуждение работника к переходу на электронный вариант документа). В ней предусмотрены следующие варианты наказаний:
- для руководителя – предупреждение или штраф 1000-5000 руб.;
- для организации – штраф 30000-50000 руб.