У работодателей было достаточно времени, чтобы подготовиться к изменениям в трудовом законодательстве, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Речь идет не только об анонсированном увеличении МРОТ, что должно поспособствовать повышению уровня заработных плат. Работодателям будет предложена новая система кадрового учета и предоставлена возможность временно переводить сотрудников на удаленный режим работы, что крайне актуально в текущих реалиях.
Повышение МРОТ
По итогам второго квартала 2020 года прожиточный минимум для трудоспособных граждан составил 12 392 руб. Теперь это новый федеральный МРОТ, которым придется руководствоваться предприятиям при расчете уровня заработных плат наемных специалистов. В рамках действующего законодательства каждый субъект РФ вправе самостоятельно определять значение этого параметра. В частности, в Москве в 2021 году МРОТ составит 20 195 руб. В целом региональная минималка в большинстве случаев выше установленного Минтруда значения за счет использования районных коэффициентов.
Если выяснится, что у работодателя зарплата ниже установленного значения, ему придется заплатить штраф (ст. 5.27 КоАП). В перспективе законодатели планируют внести изменения в закон, чтобы иметь возможность устанавливать часовой МРОТ для специалистов, которые работают неполный рабочий день.
Электронные трудовые книжки
С 1 января 2021 года начнется переход на электронные трудовые книжки. В первую очередь это будет касаться новых работников, которые только начинают трудовую деятельность. Им при устройстве на работу будут по умолчанию оформляться электронные трудовые. Но в целом воспользоваться такой возможностью сможет любой гражданин, даже если у него есть бумажная книжка. Если ранее он отказался от использования такого варианта документа, при приеме на работу у нового работодателя ему достаточно попросить оформить электронную трудовую книжку.
В 2021 году отделы кадров будут обязаны проводить опросы новых сотрудников на предмет готовности перейти на ведение электронных трудовых книжек. Все ответы будут фиксироваться и храниться в личных делах.
Нововведения в сфере охраны труда
Новые нормы в области охраны труда – это еще одно изменение трудового законодательства, которое вступило в силу с 2021 года. Отменяется целый ряд нормативных актов, которыми ранее руководствовались работодатели. В частности, постановления и акты, направленные на улучшение условий труда специалистов определенных сфер деятельности. Часть нормативных актов будет модернизирована и дополнена новыми положениями. К примеру, законодатели отменили старый перечень опасных и тяжелых работ для женщин, но предложили другой вариант такого документа.
Дополнительно были установлены четкие сроки для судебного урегулирования трудовых споров. По факту увольнения работник может подать иск в течение 1 месяца со дня получения соответствующего Приказа или выдачи трудовой книжки. По другим спорам в сфере трудового законодательства — в течение 3 месяцев.
Дистанционный режим работы
В 2020 году во время карантина многие предприятия были вынуждены перевести работников на дистанционный режим работы. Чтобы закрепить такой вид деятельности на законодательном уровне по инициативе Минтруда были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс, которые начнут действовать в 2021 году. Теперь работодателю будет проще перейти на удаленный режим работы, а в случае необходимости он сможет использовать комбинированный вариант, когда часть рабочих дней сотрудники выполняют свои трудовые обязанности на территории предприятия.
Для перевода на дистанционный режим не нужно заключать с работником дополнительное соглашение. Достаточно его письменного согласия и приказа руководителя, в котором оговариваются условия удаленной работы и сроки перевода. Обратный перевод «в офис» осуществляется по аналогичной схеме после оформления нового приказа. Удаленщик может быть уволен с занимаемой должности, если он не выходил на связь в течение 2-х рабочих дней.
Перевод на удаленку возможен только при условии согласия сотрудника. Исключение возможно только при наличии соответствующего решения властей или в случае угрозы жизни граждан. В таких ситуациях перевод осуществляется без согласия на основании приказа.
Электронный документооборот
В рамках эксперимента с 20 мая 2020 года по 31 марта 2021 года Минтруда предоставляет работодателям возможность перейти на электронный документооборот. На данный момент в тестовом режиме работает только кадровая система учета. Но перевести такие документы в электронный вид можно только при условии согласия работников.
Чтобы перейти на электронный документооборот (в тестовом режиме), необходимо подать в Минтруда заявление с указанием перечня кадровых документов, которые переводятся в ЭДО, и список наемных сотрудников, давших свое согласие на участие. После окончания эксперимента все электронные документы останутся в системе и будут использоваться работодателем для ведения учета.