От Прибалтики до Молдовы: инфраструктура бывших окраин России рушится без Москвы

От Прибалтики до Молдовы: инфраструктура бывших окраин России рушится без Москвы

В Молдове на этой неделе может прекратиться движение поездов. «Молдавская железная дорога» находится в предбанкротном состоянии, сокращает сотрудников и распродает имущество. Молдавские новости удивительно резонируют с новостями Прибалтики, где «Латвийская железная дорога» распродает рельсы и колеса на металлолом. Кризис построенной при Советском Союзе инфраструктуры наблюдается в большинстве бывших советских республик. Сами они управлять советским наследием неспособны, Запад в них инвестировать не собирается, связи с Россией разорваны, в итоге — коллапс.

Долги «Молдавской железной дороги» превышают 800 миллионов леев (37 миллионов евро). Крупнейшее стратегическое предприятие страны должно всем: государственному бюджету, кредиторам, собственным железнодорожникам, которым оно месяцами не платит зарплату.

Для спасения МЖД от банкротства предлагаются самые радикальные меры. Сотрудников уже сейчас увольняют сотнями, имущество компании готовятся распродавать с молотка.

Самая радикальная мера — вовсе прекратить железнодорожное движение в республике, оставив страну без междугородних и пригородных поездов.

Когда о таком предложении стало известно, информационный резонанс от новости распространился далеко за пределы Молдовы. Какой бы проблемной страной она ни была, эта страна находится в Европе, а когда где бы то ни было в Европе в XXI веке перестает существовать железная дорога — это какая-то антиутопия и апокалипсис.

Поезда планировалось остановить с 12 февраля, однако международный эффект от этого решения заставил руководство компании сдать назад: в «Молдавской железной дороге» уточнили, что это было лишь одно из предложений по спасению предприятия, причем в молдавском парламенте идею прервать междугороднее сообщение отклонили.

При этом никто не спорит, что железная дорога в республике находится в катастрофическом состоянии, и если не в эту пятницу, то через неделю, месяц, год Молдова все равно останется без железнодорожного транспорта.

Потому что «Молдавская железная дорога» по сути уже банкрот.

Сайт МЖД пишет об этом как о свершившемся факте. Счета корпорации арестованы за долги. А транспортные эксперты даже считают позитивными новости из Кишинева, потому что железные дороги в Молдове находятся в таком аварийном состоянии, что будет только к лучшему, если по ним перестанут ходить поезда.

«Нас никто не финансирует. Эти поезда устарели и представляют опасность для пассажиров. Наступает летнее время, они начинают загораться и подвергают рискам людей», — говорит анонимный сотрудник МЖД о состоянии отрасли.

Молдавская ситуация за пределами самой Молдовы могла бы представлять интерес только для узкого круга экспертов, которые занимаются этой страной. Однако эта ситуация — модельная.

Кризисное состояние стратегически важной инфраструктуры характерно для абсолютного большинства бывших советских республик.

Причем не имеет никакого значения, считается страна по итогам 30 лет постсоветского развития успешной или отсталой, делала ли она «европейский выбор» или еще только стремится. Инфраструктурный кризис накрывает даже усиленно «прогрессивные» страны Прибалтики, которые до сих пор кичатся, что они единственные из всех стали полноценными членами Евросоюза.

От надвигающегося транспортного коллапса членство в ЕС, как выясняется, не спасает. С ситуацией в Молдове удивительным образом резонирует ситуация в Латвии, где железная дорога тоже пошла с молотка. «Латвийская железная дорога» тоже идет к банкротству, и она тоже планирует распродать на металлолом больше 4 миллионов тонн железнодорожной инфраструктуры.

В утиль пойдут рельсы, колеса вагонов, крепления для рельсов и вагонные замедлители. В исторически обозримой перспективе в стране — члене НАТО и Евросоюза, ставшей полноценной частью «благословенного Запада», тоже не будут ходить поезда. Им просто не по чему будет ходить.

В случае с «Латвийской железной дорогой» проще всего установить причинно-следственную цепочку. Предприятие находится на грани банкротства, потому что Россия переориентировала свой транзит с Латвии на порты Северо-Западного Федерального округа. Без российских грузов грузооборот ЛЖД только за прошлый год упал почти вдвое.

В случае с Молдовой такого простого объяснения нет, потому что у Молдовы нет морских портов и вообще выхода к морю. Однако в широком смысле объяснение для Молдовы и Латвии — общее.

Советская инфраструктура в бывших советских республиках рушится, потому что постсоветские власти не способны ее поддерживать на должном уровне своим примитивным политическим менеджментом.

Им критически недостает стратегического мышления, чтобы воспроизводить с помощью внутренней и внешней политики даром свалившееся им в руки богатство. Горизонт планирования слишком низок.

Россия после распада СССР провела модернизацию железных дорог еще в начале 2000-х годов. Молдавия этого не сделала до сих пор, в результате поездка в молдавских поездах — это «смертельный номер».

Латвия десятилетиями проводила антироссийскую политику и при этом отказывалась верить, что Россия в ответ переведет свой транзит в новые порты на Балтике. Когда Россия уже переводила, Латвия то ли считала, что она одумается, то ли еще что, но антироссийскую политику не пересматривала и о том, чем компенсировать потерю транзита, не думала.

По тому же пути сегодня идет Литва. Она тоже проводит антибелорусскую политику, тоже не верит, что Беларусь в ответ заберет из Клайпеды свои грузы (хотя та уже забирает), и тоже не думает, чем «Литовская железная дорога» и Клайпедский порт компенсируют их потерю.

Эта проблема не решается внешней помощью, советами или деньгами, потому что речь идет о том, чтобы пересадить руководству постсоветских стран другие мозги, чего ни Россия, ни Запад сделать не могут.

Характерный пример — газотранспортная система Украины, которая полноценно не ремонтировалась с советских времен. Аварийное состояние ГТС обсуждают десятилетиями, Европа в любой момент может остаться без газа.

Что делать? О необходимости модернизации ГТС никто не спорит. Но как? Необходимых на это 15 миллиардов евро Европа Киеву не дает, потому что понятно, что украинские власти их разворуют так же, как они распродавали на черном рынке оружие, поставляемое им для «отражения российской агрессии».

А если бы и не разворовали? Киев территорию Украины не контролирует. Не только Донбасс, а всю территорию Украины. На пространстве от Ужгорода до Харькова, через которое проходит газотранспортная система, царят анархия и гуляй-поле, и если начать на этом пространстве стратегический инфраструктурный проект, то это обстоятельство сразу же вылезет на поверхность.

Гарантированным решением проблемы мог бы стать перевод Украины и подобных ей лишенных стратегической культуры стран на стопроцентное внешнее управление. Не нынешнее кураторство с окриками из посольств, рекомендациями из Еврокомиссии и неформальными звонками из Госдепартамента, а полноценная внешняя администрация безо всякой опоры на местные кадры. Как в XIX веке в колониях великих держав.

Однако ни США, ни ЕС, ни России постсоветские лимитрофы не нужны до такой степени, чтобы совершать в них столь грандиозные политические и денежные инвестиции.

Поэтому проблему с возможным коллапсом транзита газа через Украину Россия и Европа решают через те самые «потоки» — газопроводы — в обход Украины. И проблему эту они решают только потому, что она прямо задевает их интересы.

Проблемы Прибалтики и Молдовы — это проблемы только Прибалтики и Молдовы, потому что ничьих других интересов они не задевают.

И если их политический класс не способен стратегически управлять государством, значит, так тому и быть: скатятся из третьего тысячелетия в XVIII век и останутся без железных дорог.

Они же, как утверждают их лидеры, самостоятельные суверенные страны. Пусть сами решают свои проблемы и несут ответственность за свое будущее.

Что будем искать? Например,Человек