Сложно поверить, что Россия решится, наконец, признать свой долг перед людьми, которые в 90-м году, по воле трех авантюристов (Ельцин, Кравчук и Шушкевич), остались за пределами своей исторической Родины. Но денег на реализацию нового закона не предусмотрено.
Репатриация соотечественников — одна из самых закостеневших и болезненных проблем, с которой российским властям никак не удаётся справиться на протяжений многих лет (или не хочется справляться по неведомым нам причинам). В последние годы только ленивый не писал о том, с какими трудностями приходится сталкиваться соотечественникам, пытающимся вернуться на свою историческую Родину в рамках Государственной программы переселения, реализуемой с 2004 года. Эксперты считают, что действующая госпрограмма переселения сильно пробуксовывает и фактически превратилась в инструмент подбора рабочей силы, а вот специальный закон будет обращен именно к тем, кто ещё не потерял надежду обрести свою историческую Родину.
Но так ли это на самом деле?
Проект базового закона о репатриации был внесён депутатом Госдумы Константином Затулиным на прошлой неделе.
Константин Фёдорович Затулин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
К.Ф. Затулин давно и последовательно отстаивает идею о возвращении в Россию соотечественников, о репатриации. Является автором множества публикаций на данную тему, в том числе четырехтомника «Русский вопрос» (М., 2013-2016 гг.). Однако раньше его просто не слышали. Видимо только сейчас, когда наша страна уверено пикирует в демографическую яму, а патриотическая повестка правящей партии себя практически исчерпала, у властей дошли руки до закона о репатриации, который, по уму, надо было принимать ещё в 90-х гг., в период массового исхода русских людей из бывших республик СССР.
Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Законопроект о репатриации предусматривает два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию: соответствие определению соотечественника (статья 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом») и свободное владение русским языком. Законопроект уточняет понятие «соотечественники», подразумевая под ними лиц и их потомков, проживающих за пределами территории РФ и относящихся к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также лиц, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории РФ. Речь идет о лицах, чьи предки проживали в государствах, входивших в состав СССР, а также о выходцах из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ.
Согласно ст. 5 законопроекта, срок рассмотрения ходатайства о репатриации в РФ и заявлений о выдаче вида на жительство в порядке репатриации, поданных за рубежом, составит не более шести месяцев, на территории России — не более четырех месяцев.
Однако, право на Родину — это единственное, что новый закон обещает соотечественникам. Даже сейчас, в проекте закона о репатриации говорится о виде на жительство, а должно говориться о безапелляционном гражданстве России, сразу, автоматически, без всяких бумаг и пошлин!
В социальном плане — вообще провал. В Пояснительной записке к законопроекту черным по белому написано:
Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. Он не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использоваться средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассчитанные на оказание государственных услуг неопределенному числу лиц. В части материальной помощи репатриантам, ставших участниками Госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объеме, установленных в Госпрограмме для региона вселения.
Таким образом, не на какие материальные субсидии и прочие преференции переселенцы могут не рассчитывать. В законопроекте, который сейчас направлен в Госдуму, таких норм нет (там всего 10 статей). То есть, велика вероятность, что, несмотря на свою высокую внешне- и внутриполитическую значимость новый Закон в социальном плане будет никакой. Он только закрепит юридическое право соотечественников на Родину. Не лишним будет напомнить, что право на Родину у них итак имеется по историко-культурным основаниям. Да и в целом, по нравственному закону исторической справедливости.
Надо отметить, что при экспертном обсуждении законопроекта в предложениях рабочей группы говорилось о субсидировании найма жилья, льготной ипотеке, предоставлении земельных участков (приусадебных наделов) тем, кто имеет опыт ведения крестьянского или фермерского хозяйства. Также ожидалось, что в проекте закона будет четко прописано, что материальная поддержка (обеспечение жильем, социальным (прожиточным) минимумом на первое время) будет предоставляться в регионах приоритетного вселения. Если же соотечественник выбирает другой регион, что он будет вправе сделать в отличие от участников госпрограммы, то ему придется рассчитывать на собственные силы. Ничего этого в законопроекте сейчас нет.
Учитывая, что 19 сентября 2021 года намечены выборы в Госдуму, не удивлюсь, если рамочный законопроект о репатриации примут в скоростном порядке, не позднее первой декады сентября. На чём-то же надо Единой России строить свою новую патриотическую повестку, не правда ли?
© Copyright Вспышка, 2021
Комментируйте, подписывайтесь на канал и будьте в курсе событий.