1 июня — один из самых знаменательных дней у "битломанов"по всему миру! Именно в первый день лета 1967 года вышел в свет легендарный альбом "The Beatles" "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band". Время, музыкальная критика и поклонники "ливерпульской четвёрки" давно уже определили эпохальность и значимость этой по-настоящему поворотной работы в творчестве не только самих "The Beatles", но и во всей молодёжной культуре второй половины ХХ века! Одно только перечисление всех наград и премий, которыми был отмечен альбом, займёт много времени, поэтому остановлюсь на том, что "Sgt. Peppers…" является "лучшим альбомом всех времён и народов" (по версии журнала "Rolling Stone" 2003 года ), удостоен премиями "Грэмми" как лучший альбом года, за лучшую звукорежиссуру, как лучший современный альбом, за лучшую обложку…
Вот уже более полувека "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band", ставший кульминацией в творчестве "The Beatles", является неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры.
Этой публикацией открывается цикл статей, посвящённых одному из самых влиятельных альбомов в рок-музыке. Сегодня, уважаемые читатели, мы вспомним имена всех музыкантов, которые (кто в большей, кто в меньшей степени) приняли участие в создании этого музыкального шедевра.
- В записи титульной композиции "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band", с которой и начинается пластинка, участники квартета, Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр, играют на своих традиционных инструментах, а в качестве духовой поддержки звукорежиссёром Джорджем Мартином были приглашены валторнисты Джеймс Бак, Нил Сандерс, Тони Рэндалл и Джон Бёрдон. Вступление к композиции (разыгрывающийся оркестр ) было предложено тем же Джорджем Мартином, который нашёл этот отрывок в архивах "EMI".
Вторая композиция "With A Little Help From My Friends" была написана Ленноном и Маккартни специально для Ринго Старра и плавно вытекала из предыдущей. Помимо самих "битлз" в этой песне, первоначально называвшейся "Bad Finger Boogie", мы можем услышать и Джорджа Мартина, который помог игрой на электронном органе.
- Одной из самых известных песен альбома, которую бурно обсуждали и о которой велись горячие споры, является "Lucy In The Sky With Diamonds". История самой песни навсегда вплетает в себя бесконечные разговоры и споры о якобы зашифрованном в названии песни наркотика и то, что вдохновил на написание этой песни рисунок сына Джона Леннона Джулиана. Бессменный звукорежиссёр группы Джордж Мартин был чуть ли не единственным, кто категорически не соглашался с подобной трактовкой как названия, так и самой песни. Её спел автор — Джон Леннон. Пол, Джордж и Ринго помогали Джону, вокальная партия которого была записана приёмом наложения двух несовпадающих по времени голосов.
"Getting Better" написана преимущественно Полом Маккартни при совсем не значительной помощи Джона. Согласно одним источникам, название песни дала фраза барабанщика Джимми Никола, который подменял Ринго на гастролях в 1964 году. Он неизменно произносил её, когда Джон, Пол и Джордж интересовались, как ему с ними работается? На что Джимми Никол отвечал: "Всё лучше и лучше!". По другой версии, эти слова принадлежат водителю "The Beatles". Из "сторонних" музыкантов можно отметить лишь Джорджа Мартина, исполнившего партию на пианете, разновидности электропианино.
- Песня "Fixing A Hole", как и предшествующая, принадлежит Маккартни. О её смысле рождались самые разные версии и среди поклонников группы, и среди музыкальных обозревателей и критиков. Диапазон предполагаемых разночтений весьма широк: от инъекции наркотиков до ремонта крыши дома Пола в Шотландии. Начинает композицию Джордж Мартин (клавесин), после чего свои партии ведут сами "битлз". Стоит отметить тот факт, что здесь вклад Леннона ограничился лишь подпевками.
К записи песни Джона "Shes Leaving Home" звукорежиссёр Джордж Мартин привлёк скрипачей Эрика Грюнберга, Дерека Джейкобса, Тревора Уильямса и Хосе Луиса Гарсию. На альтах играют Джон Андервуд и Стефен Шинглс. Сопровождают музыкальное оформление песни виолончелисты Деннис Уайгэй и Алан Дэлзил, а контрабас Гордона Пирса и арфа Шейлы Бромберг украшают звучание песни. Интересно то, что эта песня — одна из немногих, где сами "битлз" не играют ни на одном музыкальном инструменте! Аранжировкой композиции впервые занимался не Джордж Мартин, который в тот день отсутствовал в студии и был обижен на Пола, решившему доверить её Майку Линдеру. Однако это не помешало Мартину спродюсировать песню и дирижировать струнным оркестром. И конечно же отметим тот факт, что Шейла Бромберг (арфа) стала первой женщиной, работавшей в студии вместе с "The Beatles"!
- Одной из самых сложных с точки зрения техники звукоаписи является песня Джона "Being For The Benefit Of Mr. Kite". В работе над ней участвовали Джон Леннон (вокал, электроорган "Lowrey"), Пол Маккартни ( бас-и акустическая гитары), Джордж Харрисон (губная гармоника), Ринго Старр (ударные, колокола, губная гармоника), Джордж Мартин (фортепиано, фисгармония, орган "Hammond"). Звукорежиссёр Джеффри Эмерик вместе с Джорджем Мартином отвечали за многочисленные эффекты, включённые в звуковую дорожку по настоянию Леннона. Ну и конечно же, нельзя не упомянуть помощников "битлз" Мэла Эванса и Нила Аспиналла, которые оказали неоценимую помощь, подыгрывая на губных гармониках. Кропотливая работа увенчалась успехом — атмосфера ярмарочного балагана и цирка была создана превосходно! Сначала Леннон песню не сильно жаловал, но спустя годы назвал её одной из самых своих удачных!
Наибольшее количество приглашённых музыкантов помогало Джорджу Харрисону в записи песни "Within You Without You". Рави Шанкар играл на дилрубе и ситаре. По его рекомендации звуками индийских инструментов песню наполняли Лакшварна ( индийская арфа ) и Шамбу-Дас (дилруба ). Скрипичные партии в этой композиции Джорджа были записаны в исполнении целой группой музыкантов. Это Алан Лавдэй, Джулиен Гэйллард, Пол Шерман, Ральф Элман, Дэвид Уолфсхолл, Джек Ротштейн и Джек Грин. Богатую музыкальную палитру дополняют виолончели Реджинальда Килби, Аллена Форда и Питера Бивена. Принял участие в записи этой композиции Харрисона и Нил Аспиналл, который, как и сам Джордж, исполнил партию на тамбуре. Вызвавшая во время работы над альбомом большие споры и даже признававшаяся самой большой ошибкой, песня "Within You Without You" заняла своё достойное место, а Джон Леннон много позже признает, что это одна из самых лучших песен Джорджа Харрисона.
- Полу Маккартни было всего шестнадцать, когда он написал "When Im Sixty-Four". Записать её и включить в альбом Пол решил в декабре 1966 года ( его отцу как раз исполнилось 64 ). Немного сентиментальная, с налётом нежной грусти и тревоги, эта песня является типичным творением Пола, который над этой композицией работал с Джорджем Мартином особенно тесно. Сам Пол спел вокальную партию, сыграл на бас-гитаре и фортепиано. Джон Леннон (соло-гитара) и Джордж Харрисон (ритм-гитара) подпевали Полу. Ринго Старру (барабаны) была доверена игра и на оркестровых колоколах. В этом произведении не обошлось без духовой секции, которую по просьбе Маккартни привлёк Джордж Мартин. Звуки кларнетов Роберта Бернса, Генри Маккензи и Фрэнка Рэйди мы можем слышать на протяжении всей песни "When Im Sixty-Four", которую, по словам Леннона, он "не смог бы написать даже во сне".
Появлению песни "Lovely Rita" предшествовал реальный случай, когда Пол, припарковавший машину недалеко от студии "Abbey Road", был оштрафован на 10 фунтов за превышение времени парковки сотрудницей дорожно-патрульной службы по имени Мита Дэвис. Отвечая на вопрос, зачем он героине песни дал другое имя, Пол сказал, что ему показалось, будто бы женщина представилась Ритой. В записи этой шутливой песни принимали участие Пол Маккартни (вокал, фортепьяно, бас-гитара.), Джон Леннон ( вокал, акустическая гитара). Джордж Харрисон (вокал, электро- и акустическая гитары) и Ринго Старр (ударные). Размашистый фортепианный проигрыш исполнил Джордж Мартин. Пол, Джон, Джордж
были авторами необычного звукового эффекта, созданного ими на казу. Надо заметить, что свидетелями работы "The Beatles" над этой композицией были начинающие "Pink Floyd", работавшие в это время над своим дебютным альбомом.Одна из немногих песен Джона, вошедшая в альбом, "Good Morning, Good Morning", начинающаяся с барабанного вступления Ринго и жёстким саундом гитары в исполнении Пола, словно обозначает наметившуюся финальную часть альбома. Практически всю работу над песней Джона, который уже в этот период стал понемногу отдаляться от дел группы, делал Пол. Жена Джона Синтия рассказывала о том, что Джон всё больше времени проводил дома, валяясь в постели, читая газеты и смотря телевизор, делая какие-то заметки в записной книжке. Поэтому тот факт, что идея написания этой песни пришла в голову Леннона при просмотре рекламного ролика кукурузных хлопьев, удивления не вызывает. Именно Джон настоял на том, чтобы в композиции были использованы звуки животных, которые составляли бы часть пищевой цепочки, т.е. каждое последующее животное было бы способно съесть предыдущее животное или представлять ему угрозу… Джеффри Эмерик использовал крик петуха, кошачье мяуканье, лай собаки… Джон Леннон исполнил партию ритм-гитары и дважды записанную вокальную партию, Маккартни играл на бас- и соло-гитарах, Джордж Харрисон поддерживал Пола также на соло-гитаре. Они же подпевали Джону… а Ринго Старр отметился игрой на барабанах и бубне. Помимо самих "битлов" к записи песни были привлечены участники группы "Sounds Incorporated": саксофонисты Барри Кэмерон, Алан Холмс и Дэвид Глайд, тромбонист Джон Ли. К сожалению, имена ещё двух тромбонистов, участвовавших в работе над этой композицией, история умалчивает.
Заключительная песня альбома "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band" "A Day In The Life", по мнению многих критиков, является одной из лучших за всю историю звукозаписи. По версии журнала "Rolling Stone", этосовместное творение Джона и Пола занимает 28 позицию в рейтинге 500 величайших песен. Композиция состоит из двух незаконченных произведений Джона и Пола. Работа над этой песней потребовала много времени и усилий музыкантов. Звукорежиссёры Джордж Мартин и Джеффри Эмерик использовали практически все имеющиеся на тот момент технические средства и возможности.Отличительной особенностью песни является приём многократного наложения инструментальных партий. Заканчивалась легендарная композиция фортепианным аккордом ми мажор, который одновременно был сыгран на четырёх инструментах: трёх фортепиано и фисгармонии. Аккорд звучит на протяжении 42 секунд! Этого удалось добиться благодаря тому, что изначально микрофоны были выставлены на минимуме, постепенно увеличиваясь до максимума. Финальный аккорд на клавишных сыграли Джон Леннон, Ринго Старр, Джордж Мартин и Мэл Эванс, который к тому же был ответственным за включение будильника.
Участники записи увековечили свои имена, исполнив свои партии в песне "A Day In The Life". Это скрипачи Эрих Грюнберг, Грэнвил Джонс, Билл Монро, Юрген Гесс, Ганс Гейгер, Д. Бредли, Лайонел Бентли, Дэвид Маккаллум, Дональд Уикс, Генри Датинер, Сидни Сакс и Эрнест Скотт. Виолончелисты — Франсиско Габарро, Дэннис Вигей, Алан Делзил, Алекс Нифози, альтисты — Джон Андервуд, Гвин Эдвардс, Бернард Дэвис и Джон Мик. На тромбонах играли Раймонд Браун, Раймонд Прерву и Том Мур. Помогали в записи финальной песни альбома Тристан Фрай (литавры), Майкл Бернс (туба), трубачи Дэвид Мэйсон, Монти Монтгомери и Гарольд Джексон. Алан Сивил и Нейл Сандерс (валторна ), Клиффорд Севил и Дэвид Сэндимен (флейта), Н. Фоссет и Альфред Уотерс (фагот), Бэзил Чайков и Джек Бример (кларнет), Роджер Лорд (гобой), Сирил Мак-Артер и Гордон Пирс (контрабас) и Джон Марстон (арфа).
- Джордж Мартин использовал приём многократного наложения оркестра, что производило впечатление небывалого по тем временам ощущения объёма.
Надеюсь, уважаемые читатели, подписчики канала и любители "БИТЛЗ", данная публикация вам была интересна!