Уважаемые читатели! Скоро годовщина со дня смерти замечательного музыканта и прекрасного человека Кена Хенсли, которому я и посвящаю эту публикацию…
- Кен Хенсли (Кеннет Уильям Дэвид Хенсли) родился 24 августа 1945 года в районе Пламстед на юго-востоке Большого Лондона в многодетной семье офицера военно-морского флота, воспитавшего своих детей в строгом религиозном викторианском духе.
В 1955 году большая семья Хенсли в поисках более дешёвого жилья переехала в Стивенэйдж, что в 50 км от Лондона. Здесь в возрасте одиннадцати лет юный Кеннет начал осваивать гитару, пользуясь популярным в то время самоучителем Берта Уидона (1920 — 2012) "Play In A Day".
- В сентябре 1960 года Кеннет Хенсли дал свой первый концерт в зале завода "Mentmore Pen Factory" в Стивенэйдже. Затем он был участником местных групп "The Blue Notes", "Ken And The Cousins", а также "Kit And The Saracens", из членов которой в 1963 году образовалась группа "The Jimmy Brown Sound", сделавшая несколько записей, которые до нашего времени не сохранились.
В 1965 году вместе с Миком Тэйлором, будущим гитаристом "The Rolling Stones", Хенсли вошёл в состав группы "The Gods", где написал большую часть композиций, пел и играл на органе. Параллельно играл в проекте "Head Machine" (в основном, на гитаре). В 1969 году Кен Хенсли вместе с барабанщиком Ли Керслейком был участником "Toe Fat".
- В конце 1969 года Кен Хенсли принял предложение Пола Ньютона присоединиться к группе "Spice", искавшей клавишника. Вскоре состав сменил название на "Uriah Heep", где Хенсли стал основным автором песен группы. "В основном я сочинял на гитаре, потому что мы много гастролировали и в те дни не существовало портативных клавишных, которые можно было бы для этой цели использовать", – говорил музыкант.
Участие в "Uriah Heep" принесло Хенсли мировую славу, а своим любимым периодом в истории группы он называл время работы над альбомом "Demons and Wizards". "Группа к тому времени была по-настоящему сфокусирована. Все её члены хотели одного и того же — принести одинаковые жертвы, чтобы достичь желаемого и сохранить верность друг другу", — вспоминал он.
- Кена Хенсли однажды посетила прекрасная незнакомка в темном одеянии. Именно её визит вдохновил его на создание знаменитой песни “Lady in Black”. Однако в этой истории ничего мистического не было. Девушка, которая осенью 1970 года неожиданно постучалась в двери его дома в Бредфорде, оказалась дочерью местного викария. Но на Кена, пребывавшего тогда в глубокой депрессии, ее появление произвело неизгладимое впечатление. Размышляя над тем, что это могло значить, он написал “Lady in Black”. В тексте песни рассказчик повествует о том, как блуждал во тьме и постоянно воевал с врагами, пока не встретил то ли земную женщину, то ли богиню, которая облегчила его страдания и помогла обрести успокоение. Основная идея песни сводится к тому, что победить зло можно лишь добром.
- Свои песни Кен сочинял чаще всего на гитаре. При этом, в отличие от большинства рок-музыкантов, он сначала писал слова и лишь затем подбирал соответствующую музыку. «Прежде всего, я поэт: стихи пишу с самого детства. Сначала это были плохие стихи, сейчас, надеюсь, они стали лучше, но в любом случае, я начинаю работу над песней со стихов».
- Хенсли выработал свой собственный, уникальный стиль игры. По его словам, это произошло, потому что музыка не была для него самоцелью: он стремился, прежде всего, создать музыкальное сопровождение для своих стихов.
- «…я верю, что у слов есть и ритм, и мелодия. Лично для меня очень легко подобрать хорошую мелодию под слова — после того, как эти слова уже написаны. В противном же случае мне очень тяжело».
Знаменитую балладу "July Morning" Кен Хенсли сочинил во время гастролей, сидя на заднем сиденье автобуса и наигрывая мелодию на гитаре.
- В записи песни "July Morning" соло на клавишных исполняет не Хенсли, а другой знаменитый музыкант, Манфред Манн. Для этого был использован новейший по тем временам синтезатор Mini Moog. «Когда мы записывали эту песню, в Англии был лишь один человек — Манфред Манн, который имел Mini Moog. Он никому не разрешал им пользоваться. Но на записи Mini Moog мне был действительно нужен. Поэтому нам пришлось… пригласить Манфреда Манна. Вот, собственно, и вся история».
Похожим образом Хенсли написал и другую замечательную композицию «The Park». Первыми появились стихи, где описывались красоты майского парка, а в последнем куплете неожиданно сообщалось, что здесь похоронен погибший на войне брат лирического героя. Как говорилось в аннотации "Uriah Heep" : «Здесь группа интерпретирует печально неизбежные стороны жизни».
- Музыка же появилась позже, когда в одном из домов Гамбурга в руки Хенсли попалась старинная фисгармония. Учитывая содержание текста, мелодия вышла одновременно прекрасной и печальной. Удивительно, что столь впечатляющего результата удалось добиться очень лаконичными средствами — снова два аккорда в основе, минимум инструментов, множество пауз, и поверх этого — деликатный фальцет самого Хенсли.
"Я только потому и начал играть на инструменте, что захотел превратить свои стихотворения в песни; только ради этого я научился игре на гитаре и фортепиано — именно поэтому я играю совсем не так, как настоящие музыканты… Я никогда не брал настоящих уроков игры на фортепиано и не смог бы сыграть как Кит Эмерсон или Рик Уэйкман, но зато никто не играет как я".
Если вокальную партию в заглавной песне с альбома "Look At Yourself" записал Кен Хенсли, то на концертах её пел основный вокалист Дэвид Байрон.
- Ещё будучи участником "Uriah Heep", Хенсли начал сольную карьеру, выпустив в 1973 году при участии коллег Гэри Тэйна и Ли Керслейка альбом "Proud Words On A Dusty Shelf", состоявший из материала, не вошедшего в альбомы "Demons and Wizards" и "The Magician’s Birthday". Гитарист группы Мик Бокс весьма язвительно и пренебрежительно отзывался об этом альбоме своего коллеги, называя его не иначе как «Brown Turds On A Rusty Elf». ВИДИМО, ОТ ЗАВИСТИ К ТАЛАНТУ КЕНА ХЕНСЛИ БОКС ИЗЛИЛ ВСЮ СВОЮ ЖЕЛЧЬ. (Авторский комментарий).
Распад "Uriah Heep", по мнению Хенсли, был предрешён смертью Гэри Тэйна, которого он называл лучшим музыкантом в группе. «…Просто потому, что когда ты молод, ты кажешься себе неуязвимым и смерть выглядит очень далёкой… Я знал, что у Гэри есть проблемы, особенно с героином, но никак не мог ожидать его смерти»
- Увольнение Дэвида Байрона из группы было инициировано Кеном Хенсли, который уже не мог мириться с его проблемами. "Одно дело, когда слегка пьян басист или слегка под кайфом гитарист, но когда вокалист пьян вдрызг и не может говорить, падает и не видит ни группы, ни зала, это уже серьёзная проблема… Он пил слишком много, мы много говорили об этом, но ровно ничего не менялось. В конечном итоге я пришёл к менеджеру с ультиматумом: или уходит он, или ухожу я".
Бокс, Керслейк и Тэйн, недовольные творческим диктатом клавишника, высказывали менеджеру "Uriah Heep" Джерри Брону свои претензии по поводу больших гонораров Хенсли, на что он ответил:"Когда вы будете приносить такие же песни, тогда и у вас гонорары будут больше".
В 1975 году Хенсли выпустил свой второй сольный альбом "Eager ToPlease", в записи которого приняли участие бас-гитарист Марк Кларк и барабанщик Багс Пембертон.
- Во время записи альбома "High And Mighty" Хенсли выступил в качестве мультиинструменталиста, записав партии на одиннадцати музыкальных инструментах.
Именно Хенсли ответил отказом Дэвиду Ковердейлу, который после распада "Deep Purple" пришёл на прослушивание в "Uriah Heep".
- В 1980 году из-за творческих разногласий Кен Хенсли покинул группу "Uriah Heep". ( Годом ранее это сделал барабанщик Ли Керслейк, которому не давали покоя суммы гонораров клавишника ). И сделал это Хенсли как истинный джентльмен: он предупредил коллег по группе, объяснив своё решение несогласием с выбранным путём "развития" группы, после чего встретился с Джерри Броном и объявил об уходе… ( Одна из причин подобного решения Хенсли — выбор вокалиста Джона Слоумэна. Ну и усиливающиеся противоречия с гитаристом Миком Боксом, который считал, что Хенсли — виновник ухода из группы Ли Керслейка).
Кен Хенсли долгое время страдал от кокаиновой зависимости. Когда он покидал "Uriah Heep", то, по его собственному признанию, был в это время законченным наркоманом.
Он пытался продолжить свою музыкальную карьеру в Великобритании. Но после неудачной попытки собрать собственную группу "Shotgun", переехал в США, где дал несколько концертов в составе Ken Hensley Band и выпустил в 1980 году третий сольный альбом "Free Spirit".
В 1982 году Хенсли присоединился к "Blackfoot" и выпустил с ними два студийных альбома. Сотрудничество с ними прекратилось в 1985 году, когда Хенсли, потрясённый смертью бывшего вокалиста Uriah Heep Дэвида Байрона, на некоторое время оставил музыку.
Следующий сольный альбом Кена Хенсли "From Time To Time" вышел в 1994 году; в него вошли произведения, написанные музыкантом в 1971-82 годы, и теперь заново обработанные, а также ранние версии "классических" песен Uriah Heep.
В 1993 году Кен стал членом пресвитерианской церкви. По его словам, вера в Бога помогла музыканту преодолеть зависимость от наркотиков.
В 1999 году вышел "A Glimpse Of Glory" – альбом, практически полностью составленный из новых песен. В 2000 году Кен Хенсли дал совместный концерт с Джоном Лоутоном и Полом Ньютоном в проекте, получившем название Hensley/Lawton Band. В 2002 году он выступил с бас-гитаристом и певцом Джоном Уэттоном, участником Uriah Heep в 1975-76 годах.
На протяжении многих лет Кен Хенсли поддерживал добрые отношения со многими знаменитыми рок-музыкантами.
РОК-ВЕТЕРАНЫ КЕН ХЕНСЛИ И ЭЛИС КУПЕР.
В 2002 году "Uriah Heep" дали несколько концертов, приуроченных к 30-летию выхода альбома The Magician's Birthday. Хенсли принял в них участие в качестве приглашённого музыканта, исполнив с группой несколько своих классических песен.
2003 год ознаменовался выходом "The Last Dance" – нового альбома Кена Хенсли, к этому времени переехавшего в Испанию.
- В 2004 году Кен Хенсли прилетел в Москву для записи антологии своих песен под названием "The Wizard’s Diary". Работа велась на студии «Петростудио», в ней принимали участие исключительно российские рок-музыканты, а также Российский Президентский симфонический оркестр.«Когда мы обсуждали этот проект, я совершенно ничего не знал о том, что представляют из себя русские рок-музыканты. Но когда меня познакомили с некоторыми из них, я обнаружил просто потрясающий уровень подготовки. Очень высокий уровень. Невероятно высокий. Но вместе с тем люди играют несколько зажато, напряженно, скованно, слишком правильно… Поэтому сейчас я потихоньку учу тех, кто работает вместе со мной над этим альбомом, быть более раскованными».Свой выбор места записи Хенсли объяснил следующим образом: «Я давно испытываю самые теплые чувства к этому городу. Мне нравятся его люди. Поэтому, когда мне сказали, что есть такой вариант, я решил попробовать. А почему бы и нет?»
В 2006 году увидела свет автобиографическая книга Кена Хенсли "When Too Many Dreams Come True – The Ken Hensley Story", в которой автор повествует о разных личностях, которые, по его собственным словам, "на самом деле представляют одного человека – меня самого".
В 2007 году вышел сольный альбом Хенсли Blood On The Highway, вокальные партии в котором, помимо автора, исполнили Йорн Ланде, Джон Лоутон, Ив Галахер, Глен Хьюз, а в записи принимал участие Alicante Symphony Orchestra, непрофессиональный оркестр молодых музыкантов.
В 2007 году Кен и Моника стали приемными родителями, усыновив 12-летнего мальчика по имени Хуанито, брошенного цыганами в трёхлетнем возрасте.
В 2009 году Кен Хенсли посетил Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер-2009».
В 2013 году Кен Хенсли с обновлённым составом группы Live Fire выпустил новый альбом Trouble. Также увидели свет два концертных альбома: Live, записанный во время тура с Live Fire по Германии и Швейцарии в конце 2012 года, и Live Tales, записанный во время сольных выступлений музыканта.
В августе 2013 года Кен Хенсли принял участие в концерте, организованном в честь дня города Домодедово.
В течение последних 15 лет Кен жил в Испании, в местечке Агост, вблизи города Аликанте со своей женой Моникой и приёмным сыном Хуанито.
Кен Хенсли умер 4 ноября 2020 года в возрасте 75 лет. На момент своей смерти Хенсли работал над сольным альбомом.
"Я против того, что творится сейчас в музыкальной индустрии. Никто сейчас не думает о музыке, всем нужны деньги. Зарабатывать на музыке очень просто, но я всегда писал песни от души".
- "На мой взгляд, любая музыка делает нашу жизнь прекраснее. Большинство людей чувствуют себя иначе, лучше, когда слышат, исполняют или сочиняют музыку. Именно поэтому я занимаюсь тем, чем занимаюсь. В современном обществе жить нелегко, и музыка — это мой способ изменить этот мир."