В сентябре 1966 года закончились съёмки фильма "How I Won The War" ("Как я выиграл войну") и Джон Леннон вернулся в Лондон, где впервые за много лет оказался без дела. На гастролях "The Beatles" поставили жирный крест, до записи нового альбома была уйма времени.
Джон Леннон в роли рядового Грипвида в фильме Ричарда Лестера "Как я выиграл войну"
Коротая осенние дни бездеятельности, Джон садился за руль своего раскрашенного "Роллс-Ройса" и бесцельно колесил по Лондону, иногда ради любопытства посещая художественные выставки, коих в британской столице всегда было предостаточно.
7 ноября был обычным дождливым и серым лондонским днём… Проезжая мимо "Indica Gallery", расположенной на Дюк-стрит, Джон заметил приглашавшее посетить выставку объявление "Незаконченные картины и объекты".
Афиша персональной выставки Йоко Оно .
И хотя открытие выставки было намечено на следующий день, владелец галереи и приятель Леннона Джон Данбар с радостью впустил его.
КРАТКАЯ СПРАВКА : Джон Данбар ( г.р. 1943 ) — английский художник, галерист и коллекционер. В 1965 году вместе с Барри Майлзом основал Indica Gallery, где выставлялись произведения современных прогрессивных художников и скульпторов. С 1965 по 1970 год был женат на известной в то время певице Марианны Фэйтфулл. Поддерживал тесные отношения с лучшими музыкантами того времени.
Джон Дабар, галерея "Индика", Барри Майлз
Леннон неспешно прошёлся по залам, разглядывая экспонаты. В интервью, данном журналисту Веннеру в 1970 году, Леннон так описывал тот день:
"У меня были три тяжёлых ночи, я был небрит и бледен от недосыпания. В то время я переживал трипы и был в трансе. У меня как раз был психоделический тур… Я уже слышал об этой удивительной женщине, намеревавшейся провести свою художественную акцию. Она хотела посадить людей в мешки, в чёрные мешки, и всё это должно было обозначать "хэппенинг"… Там было яблоко за сто фунтов. Я нашёл его сногсшибательным. У другого объекта мне пришлось поломать голову и подвергнуться своеобразному экзамену — "за" я или "против" её искусства. Там была лестница, которая поднималась к укреплённой под потолком картине. То есть там висел кусок чёрного полотна и при нём цепочка с лупой. Я полез по лестнице, посмотрел в лупу и увидел совсем крохотное слово "да". Итак, это всё было позитивно — я почувствовал облегчение. Я был под большим впечатлением.
Йоко Оно и её "незаконченные объекты". В центре — Йоко Оно и Джон Данбар
И тогда Джон Данбар нас познакомил. Он ещё прежде ей нашёптывал:"Это — меценат! Делайте что-нибудь. Поговорите с ним!" Он, верно, думал — скажи разок миллионеру "Добрый день" и… Ну да, вы уже знаете, что дальше … И она подошла ко мне и дала мне карточку, а на ней было написано:"Дыши!" Я глотнул воздуха и пошёл восвояси. Это была наша первая встреча".
Ниже приведён отрывок из другого интервью, которое Джон Леннон сделал спустя несколько лет. Несмотря на некоторую разницу в фактах, можно вполне цельно представить себе все события этой, ставшей такой знаменательной встречи, которая станет впоследствии судьбоносной, как для Джона с Йоко, так и для всех, кто имел непосредственное отношение к "ливерпульской четвёрке"!
"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее — чувствуя себя идиотом — и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал вдребезги пианино или скульптуру, в общем, всё было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.
Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он — миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное — это уже, как говорится, история".
После этой встречи Йоко Оно записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся.
Краткая справка: Йоко Оно (г.р. 1932) — японская художница-авангардистка. На момент знакомства с Джоном Ленноном была замужем за американским кинопродюсером и джазменом Энтони Коксом (второй брак) и воспитывала трёхлетнюю дочь. Как художница не добилась какого-либо значимого успеха в США, после чего отправилась в Лондон покорять своим рассчитанным на эпатаж творчеством европейских интеллектуалов.
По мнению целого ряда биографов Джона Леннона, Йоко Оно была вполне конкретно использовать своё знакомство со знаменитым на весь мир музыкантом. Так Руди Бенциен в книге "Джон Леннон навсегда" пишет: "По всей видимости, у предприимчивой японки был определённый план… Можно предположить, что для своих целей она была не прочь использовать деньги Джона и в ещё большей степени — его всемирную славу. Ведь до сих пор её искусство никто всерьёз не воспринимал. На фотографии голых человеческих задов, обвязанного верёвками трафальгарского льва или на "неоконченные картины и объекты" критики реагировали чаще всего с язвительным весельем."
P.S. Как известно, история не любит сослагательного наклонения, а потому мы можем только высказывать предположения о том, как всё могло бы сложиться в будущем?
Ну а что было дальше, знают, пожалуй, даже не слишком увлечённые музыкой люди! О том, как добивалась Йоко Оно Джона Леннона, читайте в одной из следующих публикаций!
Выражаю благодарность всем читателям и подписчикам канала "Что-то было"! Берегите себя, своих близких и любимых!