Воскресенье, 7 ноября, 2021
Разное

СМОТРЕТЬ В ПРОШЛОЕ, ВИДЕТЬ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ В БУДУЩЕЕ? ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?

СМОТРЕТЬ В ПРОШЛОЕ, ВИДЕТЬ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ В БУДУЩЕЕ? ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?
1View

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой заметке с претензией на публицистику я попытаюсь порассуждать о странном отношении к прошлому, настоящему и будущему страны и народа наших деятелей искусства. Всё написанное ниже исключительно авторское мнение!

Не так давно меня весьма удивило и озадачило сообщение о том, что известный отечественный режиссёр, классик советского и российского кино, Глеб Панфилов закончил работу над экранизацией рассказа А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Надо сказать, что в фильмографии режиссёра, снявшего такие картины, как "Начало", "В огне брода нет", "Тема", "Васса" и многие другие, — это не первый случай обращения к творчеству весьма одиозного для большинства россиян нобелевского лауреата. К теме "сталинских репрессий" Г. Панфилов обратился впервые ещё в 2006 году, сняв телесериал "В круге первом" по одноимённому произведению того же А.И. Солженицына.

Сразу оговорюсь, я новую работу маститого отечественного кинорежиссёра не смотрел. А потому не имею права судить о степени погружения кинорежиссёра в авторский текст и сам сюжет, а уж тем более оценивать художественные достоинства или недостатки картины! Буду ли я смотреть этот фильм, не знаю. И не о самом Солженицыне пойдёт речь в этой публикации и не о его рассказе, который, к моему удивлению, вошёл с некоторых пор в школьную программу.

Так что же меня так поразило в сообщении о появлении ещё одного фильма о "сталинских репрессиях"? Ведь не так давно широко обсуждался роман и фильм "Зулейха открывает глаза", которые так или иначе перекликаются со многими произведениями Солженицына. Привело меня в недоумение то, что признанный мастер советского и российского кино, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР и премии президента России, бывший член КПСС с тридцатилетним стажем (1961 -1991), обратился в наши дни к теме ГУЛАГа, ставшей одним из "козырей" либеральных интеллектуалов в их непримиримой борьбе с советской системой. Было это более тридцати лет назад. И кажется, столько наговорено правды и неправды за эти лихие и неспокойные годы, столько написано и напечатано объективных и откровенно лживых статей, исследований и книг, столько снято художественных и документальных фильмов по этой, несомненно, трагической теме в истории нашей страны! Ну, кажется, всё, ребята, хватит! Пора бы и образумится! Давайте попробуем вглядеться в наше не менее тревожное будущее!Наразобличались уже так, что уже не разберёшь, где объективная попытка исследования документов и где откровенно злобные фальсификации, где историческая правда и где авторский вымысел, причём далеко не художественный.

И, думаю я, нужно бы большому художнику не только всматриваться в прошлое, но что не менее важно, попытаться уловить смысл явлений и звучание дня сегодняшнего, попробовать заглянуть в будущее, в которое, как бы, устремлена страна! Может, в этом-то и состоит предназначение истинного художника: в определённый исторический момент суметь распознать суть событий и быть с народом, знать его сегодняшние искания, чувствовать его настроения и устремления, нужды и чаяния, как говорил товарищ Ленин, с чьим именем так или иначе связана немалая часть жизни и режиссёра Глеба Панфилова, который, подобно многим вдруг "прозревшим", сменил в тяжёлый час одежды и продолжает "исследовать" столь специфическую, противоречивую, как и вся история человечества, и до конца не изученную тему. Да, не каждый человек, столкнувшийся с адскими испытаниями, сохранит в себе душу, сердце и человеческий облик! И тема эта, конечно же, не нова ни в мировой литературе, ни в кинематографе! И обращался Глеб Панфилов в своём творчестве к ней не раз!

Но, видимо, застрял мастер где-то в далёких "святых" и обличающих 90-ых, и не видятся ему, сегодняшние проблемы отдельно взятого человека и всего нашего общества! Или ещё не пришло время осознания всего того, что происходит с униженной страной и оскорблённым народом сейчас? Или не видятся большому мастеру и художнику все "язвы и пороки" современной России, которую мы "обустроили"? Или быть "современным" и дышать одним воздухом со своим народом перестало быть непременным требованием к художнику?

И последнее… Не могу понять, почему в нашем современном российском искусстве продолжается муссироваться тема "сталинских репрессий" при всей очевидности антинародной политики нынешней власти? Подсмотреть бы режиссёру темы для своих будущих творений из российской действительности! Тоже по-своему несправедливой и трагичной! И теперь пора задуматься о том, как бы всему народу сохранить свою душу, сердце и даже жизнь!

СМОТРЕТЬ В ПРОШЛОЕ, ВИДЕТЬ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ В БУДУЩЕЕ? ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?Где-то в современной России!

Видимо, у Зулейхи ещё не открылись глаза!

P.S. В отечественной литературе есть и ещё один рассказ о человеке со схожей судьбой! М.А. Шолохов "Судьба человека". После С. Бондарчука браться за экранизацию этого рассказа очень тяжело!

ПРИ НАПИСАНИИ ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ АВТОР НЕ ХОТЕЛ ОСКОРБИТЬ ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ, ЧЬИ РОДСТВЕННИКИ НА СЕБЕ ИСПЫТАЛИ ВЕСЬ УЖАС ЛАГЕРЕЙ. НАРОД ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВСЕ СТОРОНЫ ИСТОРИИ СВОЕЙ РОДИНЫ. НО ПОСТОЯННО ОГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОШЛОЕ И ВИДЕТЬ ТОЛЬКО ВСЁ ПЛОХОЕ, ВРЯД ЛИ МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ БУДУЩЕЕ!

Добавить комментарий