Кто первый на газовом рынке Европы

Кто первый на газовом рынке Европы0

Пришло время подвести некоторые итоги газовой войны, навязанной США. Еще в сентябре американцы рассчитывали покорить европейский газовый рынок. Ради этого им нужно было задрать цены до такого уровня, чтобы их СПГ мог спокойно конкурировать с трубопроводным газом.

Немного истории

Все прекрасно помнят, что 10 сентября 2021 года пролетело сообщение, что «Северный поток 2» достроен. В тот период цены на газ уже стремились к значению 800…900 долларов за тысячу кубометров (динамику цен можно посмотреть тут). Европа рассчитывала, что произойдет запуск СП-2, и энергетический кризис постепенно пойдет на убыль.

Однако, США так просто сдаваться не захотели. Сделали все, чтобы заморозить запуск. Процесс, который мог занять три недели максимум, теперь растянут на год. Но европейцы сами заслужили свои проблемы.

Запасы газа

На сегодняшний день запасы газа в ПХГ Европы находятся на минимуме, какого не достигали никогда за всю историю использования природного газа. Официальные данные (telegram-канал «Газпрома») сообщают: «По данным Gas Infrastructure Europe, на 14 февраля объем активного газа в европейских подземных хранилищах на 22,3% (на 9,2 млрд куб. м) меньше прошлогоднего уровня. Отобрано уже 93,4% от объема газа, закачанного в летний период, то есть осталось менее 7%. Объем активного газа в европейских хранилищах на 14 февраля составляет всего 32 млрд куб. м, что на 1,3 млрд куб. м ниже исторических минимальных значений на эту дату.».

Про украинские ПХГ и говорить не стоит, там на 4,5 млрд куб. м меньше, чем на дату начала закачки в апреле 2021 года. Поэтому только закупка реальных объемов у Венгрии или у Польши позволяет как-то обходиться без воровства – боятся, что прищучат, тогда о контракте до декабря 2024 год придется забыть.

Как идут покупки газа

Недостаток сырья и энергии положил промышленность ряда стран Евросоюза на бок. Там уже не помышляют ее восстанавливать, так как себестоимость производства настолько выросла, что реализовать товар с минимальной ценой не представляется реальной. Покупают газ по минимуму, не рассчитывают на возможность использования в прежних объемах.

Спотовые рынки предлагают, даже снижают цены (спекулянты тоже не могут продавать дешевле закупок), но продажи идут довольно вяло. Депрессия – это состояние, которое точнее всего характеризуют настоящие продажи газа.

Холода так и не наступили. Пусть прохладно в квартирах, но свитера и тройной слой одежды позволяют находиться внутри. Некоторые даже улыбаются.

Эксперты из Катара оказались по сегодняшним ценам Старого Света доставлять даже те минимальные проценты СПГ в Европу – не выгодно.

В течение последних дней на главном ценообразующем европейском хабе TTF (Нидерланды) стоимость мартовского фьючерса снизилась до €68,5 за МВт·ч, что эквивалентно $ 809,72 за тыс. кубов голубого топлива. Получается, что цена на СПГ за две недели упала на $100. Такое положение дезориентирует, как покупателей, так и продавцов – бизнесу нужна хоть какая-то стабильность, причем, чем меньше в этот процесс будут вмешиваться политики, тем лучше.

Компания Spark Commodities отслеживает затраты на доставку СПГ. Из-за сравнительно невысоких цен на газ на спотовых рынках у танкеров-газовозов при перевозке СПГ из США на европейские терминалы потери составляют $750 в сутки. Арендная плата судна не покрывает операционные расходы.

Когда цена на спотовых рынках превышала $1100…1150 за тысячу кубометров регазифицированного газа, прибыль за сутки превышала $273 тыс. Это в начале января вызвало ажиотаж, который позволил отправить в Европу несколько десятков газовозов. Однако, тогда пришлось развернуть достаточно большое количество их в Средиземное море, а потом к азиатским берегам.

Чтобы было понятно, тем, кто ждет СПГ из США. Прибыль газовоза при доставке товара в Азию ежедневно составляет $316,75 тыс. в сутки (данные декабря 2021 г.). На рынках Евросоюза прибыль минимальная или приходится идти на издержки – за «спасибо» даже за долгое и горячее работать никто не хочет.

На западе альтруистов, готовых работать себе в убыток нет, и в ближайшее время их количество не увеличится. У капитализма человеческое лицо только в Голливуде. Желающие могут посмотреть и поплакать от счастья.

Еще одна причина неудач газового рынка Евросоюза

Расстояние через Атлантику сравнительно невелико, а в транспортировках СПГ задействовано значительное количество газовозов. На стапелях по всему миру строят еще около пяти десятков танкеров в надежде заработать на фрахте. Поэтому их количество будет только увеличиваться.

Однако, терминалов для сжижения газа не прибавляется. На берегах США не рассчитывают строить новые терминалы. (О России не говорим, у нас иная ситуация, анализируем имеющихся продавцов и покупателей – примечания автора).

Более короткое плечо доставки ведет к необходимости снижения количества задействованных танкеров. Их физически не успеют заполнить на 100 %. Тогда придется возить меньшее количество СПГ, а платить за перевозки нужно одну и ту же цену. Полупустой танкер не приносит плановой прибыли. Опять – никто не желает получать меньше, выполняя определенный объем работ.

Выходит, что возить СПГ из США в Европу имеющимся количеством танкеров не выгодно! Никто не отправит на металлолом танкеры, которые построены сравнительно недавно. Даже те, которым по 30 лет, будут ходить еще лет 20, а то и более. Сам факт искусственно созданного переизбытка судов в Атлантике, похоже, сыграл дурную шутку с перевозчиками. Судовладельцы запаниковали, и в итоге европейская премия фрахтовщиков ушла в минус, но и азиатская — резко уменьшилась.

Bloomberg делает вывод: «Сегодня, несмотря на фактически пустые газохранилища в Евросоюзе, газовозы в том количестве, которое сейчас имеется в наличии в Атлантике, плохо востребованы европейским рынком и перевозят СПГ себе в ущерб».

Насколько СПГ поможет Европе

В настоящее время вс совокупность факторов привела к следующему:

1. Цена на СПГ зашкаливает.

2. Быстрый переход танкеров туда и обратно не позволяет заполнять имеющиеся объемы танков.

3. Танкеры должны простаивать в ожидании загрузки или работать в убыток.

Дедушка Джо сумел нарастить добычу сланцевого газа до максимумов. Но высокие цены на СПГ не позволяют сжиженному газу заместить трубопроводный из России и Норвегии.

Дедушка плохо просчитал перспективы. При подобной интенсивности добычи сланцевого газа он закончится за три-четыре года. Дальше терминалы сжижения придется закрыть. Танкеры останутся без товара. Претензии, конечно, снова предъявят Газпрому, что тот забрал весь газ в трубы – нам не привыкать отвечать за чужие ошибки.

Bloomberg пытается защищать дедушкины решения. Он громко заявляет: «Поставки СПГ в Европу достигли рекордного уровня в прошлом месяце, поскольку трейдеры перенаправили поставки на континент и из Азии, чтобы воспользоваться привлекательными спотовыми ценами. Однако огромный сдвиг в торговых потоках привел к тому, что в настоящее время в Атлантическом бассейне слишком много судов для перевозки СПГ», – но тут вылезают цифры. Они не в пользу американского СПГ.

Где же этот газ, о котором громко кричал Bloomberg? Он больше на бумаге. Да, многие подхватили крики американского рупора. Только зря. Те несколько газовозов, что доставили СПГ особой рои на состояние ПХГ не сыграли. Там идет последовательное опустошение.

Теперь пусть думает Европа, кто способен помочь их экономике вылезти из энергетической ямы. Может пора заявить, что мы закрываем СП-2? Пусть начинают свой майдан.

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек