Четверговая соль в православии — правда или ложь?
В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год — в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).
Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.
Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?
На этот вопрос есть ответ: четверговая соль не имеет никакого отношения к действительным церковным традициям. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий.
История возникновения и поверья
В народных представлениях славян соль — символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..
Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу.
«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.
Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия.
Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13).
Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.
Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.
В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».
В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… Но нужно быть внимательными и помнить — это всё отклонения и язычество.
И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило:
«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».
Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом суеверные люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан:
«В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала. Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?»
, — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.
Священнослужитель в ответ справедливо замечает:
«Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни… И, наконец, Св. Причастие!»
Игумен Александр (Пахомов) пишет на православном форуме:
В четверговой соли сошлись несколько церковных и бытовых образов, связанных с солью. Соль — единственный элемент питания, который невозможно заменить и это — единственный минерал, употребляемый в пищу и к тому же мощный консервант. Евангелие дало нам образ соли, как образ верующего человека: «Вы — соль мира». Ещё интересен образ из Ветхого Завета — жена Лота, превратившаяся в соляной столб и через это как бы остановленная в своём грехе.
К Пасхе принято готовить всё лучшее: церковные облачения, свою одежду, пищу. В древности не было помолов и часто соль продавали крупными кристаллами или кусками. Соли пережигали дома в печах, чтобы она рассыпалась в порошок, т.е. стала лучшей. Среда и четверг — дни начала подготовки к разговинам и наверняка тогда же готовили и соль к праздничному столу.
В суевериях нечистая сила обычно обитает в сырых и тёмных местах, где продукты быстро портятся, а соль может защитить от гнили (порчи). Посмотрите внимательно на «защиту» от «нежити»: серебро, чеснок, соль — консерванты и антисептики. По-видимому когда-то решили бороться с духами, так же как с плесенью и микробами.
В требнике существует молитва на освящение соли, но не даётся указание на конкретную дату (освящай хоть каждый день) и в ней только одна просьба — преложить её в жертву радования, видимо потому, что без соли и еда не еда, но ни слова о её «боевых» качествах.
С «недоброжелателями» лучше бороться не мешками с солью, а исполнением евангельских добродетелей, да и бесы, как известно, изгоняются не чесноком, а постом и молитвою.
И несколько не по теме. Интернет впитал в себя принцип толерантности, поэтому не обращайте внимание, когда увидите рядом Крест Христов и магические символы. Вы же и в магазине берёте только то, что нужно, а не всё подряд.
Господь Иисус Христос говорит: Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Поэтому молитва, то есть призывание имени Божия, помощи Божией, и пост – это и есть главные средства в борьбе с невидимым врагом. Постоянно идет невидимая брань, брань духовная. И пост как раз есть время благоприятное для той борьбы, для исправления своей души. Постом все помогает этому, и за пост дается особая благодать Божия. И соборуются у нас обычно все Великим постом. Поэтому, когда говорят:
«Еда – это неглавное», – надо помнить, чтобы добраться до главного, нужно начать хотя бы с маленькой ступеньки. А телесный пост есть первая ступенька. Самомнение, гордыня человеческая говорят: «Это неважно, главное – не ругаться». Да, согласен. Так, если будешь поститься – отпадет и много поводов ругаться, даже в этом помощь» (протоиерей Валериан Кречетов) (1).«Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, – ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел»
, — праведный Иоанн Кронштадтский).
Таким образом, «четверговая соль» — языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8):
[Зач. 254.] Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
Свойства четверговой соли по староязыческим правилам
По староязыческим традициям «Четверговая соль» готовится один раз в году – в Великий четверг. Суеверные люди считали, что она обладает защитными свойствами и целительной силой. Еще до возникновения христианства люди считали, что обычная соль обладала чудодейственными силами, поэтому дальних родственников хозяйки встречали свежим хлебом и солью.
Даже при крещении использовались крупицы соли, их нужно было попробовать языком. Такой обычай проводился для того, чтобы у человека жизнь была сладкая, без трудностей и болезней.
Четверговой солью суеверные пращуры умывали больных людей, рассыпали по земле, чтобы был урожайный год, кормили скот, чтобы уберечь его от болезней и злых языков. Она считалась оберегом для всего дома. В начале 19 века готовили ее ночью со среды на Чистый четверг во время Страстной седмицы. Они заворачивали обычную соль в тряпку либо помещали в посудину, затем прожигали ее в печи. По поверью, огонь только увеличивал защитную силу оберега.
В некоторых поселениях было принято выносить крупицы соли на улицу, чтобы звезды усилили ее целебные свойства. Иногда вместе с ценным продуктом выносилась вода, зола и мыло. Суеверные бабушки и дедушки на Страстную неделю рассказывают, что такое «четверговая соль», как ее готовить и какое значение она имеет. Также рассказывают, что ее не только хранили в доме, но и солили ею освященные в храме крашенки.
Особенности приготовления четверговой соли в наше время
Ценный оберег готовится верующими людьми на четвертый день Страстной седмицы.
По языческим традициям самыми быстрыми способами приготовления «четверговой соли» являются:
Высыпается сухой продукт на сковородку и прожаривается до тех пор, пока он не изменит свой цвет (крупицы должны стать темными).
Во время приготовления ее стоит постоянно помешивать деревянной ложкой. Староязычники верили, что если во время готовки оберега крупицы начинают сильно стрелять или трещать, то человека сглазили завистники. Высыпается соль и мука в равных частях на раскаленную сковороду. Готовится, помешивая, пока сухая смесь не потемнеет. Приготовление соли в печке (духовке). Крупицы высыпаются в тряпку, которая кладется в печь или духовку. Нужно дождаться, когда тряпка истлеет. Полученный комок «четверговой соли» стоит раздробить ножом. Заниматься приготовлением оберега нужно только с добрыми, позитивными мыслями. Во время готовки можно помолиться, таким образом, ценный продукт впитает хорошие слова и помыслы. Полученную соль язычники ставили на праздничный стол, приправляли приготовленные блюда.