Наши дороги: мысли вслух

Наши дороги: мысли вслух0К сожалению, таких дорог еще много

Великая страна вынуждена жить с двумя главными проблемами, их отметил Н.В. Гоголь – «В России две беды – дураки и дороги». Вот уж скоро 200 лет, как появилось определение, но определение настолько прижилось, что без них невозможно представить существование. Первых знает каждый, они не скрываются, довольно часто мелькают в разных СМИ, некоторые не вознеслись столь высоко и живут рядом с нами.

Написал более 8000 статей. Некоторые уже давно забыты, но они актуальны и сегодня.

Дороги достались нам в наследство еще от далеких предков, по сути, их дорогами назвать довольно трудно. Есть еще целые синдикаты, которые занимаются строительством и ремонтом дорог. Но создается впечатление, что они не знают, как нужно строить дороги.

Из жизненных наблюдений

Наши дороги: мысли вслух1Бывает и такое

Молодой учительнице оказывают внимание двое. Первый Василий, работает директором школы. Другого зовут Федор, он простой тракторист. Примечательно, что оба почти в один день признались в любви и попросили ее руки. Девушка в замешательстве. Если выйдет замуж за Василия, то продвижение по служебной лестнице ей гарантировано. А вот если не выйдет замуж за Федора, то он не станет возить ее на тракторе в школу и обратно. Вот так отсутствие дорог заставляет уже второй месяц девушку держать молодых людей в неведении относительно своего решения.

На самом деле вопрос строительства дорог для нашего государства является определяющим. Громадные расстояния во всех направлениях можно связать только мобильным транспортом, самым доступным на сегодняшний день является автомобильный. Насколько нужен автомобиль для городского жителя, судить трудно, а в сельской местности автомобиль крайне необходим. На селе автомобиль сегодня не имеет только ленивый или полный алкоголик (цена подержанного автомобиля отечественного производства соизмерима с двумя-тремя месячными зарплатами, а подержанные авто бегают вполне сносно), в некоторых семьях их несколько (мужа, жены, дети тоже ездят по своим делам независимо от родителей).

Кто и как строит (строил) дороги

В Древнем Риме дороги строили путем создания высокой насыпи, которая заметно возвышалась над остальным рельефом. Ширина полотна позволяла беспрепятственно разъехаться двум арбам, куда запрягалась пара волов (вол – кастрированный бык). Насыпь позволяла осадкам стекать с поверхности полотна в придорожные канавы. Много ли сегодня встретите дорог с покрытием, приподнятых над рельефом? К сожалению, многие проектировщики даже не знают о таком правиле.

Наши дороги: мысли вслух2Этой дороге уже больше двух тысяч лет

Те, кому довелось побывать в Средней Азии, видели, что вдоль дорог проложены арыки (небольшие канавы, по которым течет вода). Происхождение воды различное, дождь и снег составляют в этом происхождении и свой процент. Например, в среднеазиатских городах, чтобы дождевая вода не осталась на полотне, везде строят арыки, сегодня их делают из бетона и перекрывают решетками или плитами. Проходит совсем немного времени после дождя и асфальт сухой.

Наши дороги: мысли вслух3Горная дорога из Ташкента в Самарканд

Говорят, что Тамерлан (XIV-XV в.) требовал от строителей дорог выполнение такого условия. Что же творится в городах? Громадные лужи дождевой и талой воды воздействуют на само покрытие. Из-под колес автомобилей грязные потоки летят в разные стороны, «счастливые» пешеходы с опаской идут по тротуарам с надеждой, что смогут добраться сухими. Наверное, нам нужен Тамерлан с его законами – любое неповиновение завершается отрезанием головы, их потом выставляли на кольях, проходящий мимо люд прекрасно знал, что и как нужно делать, чтобы не стать очередным украшением.

Простые требования

Полотно дороги ровное и прямое, без ухабов и ям – мечта для любого, даже того, кто не имеет автомобиля. Почему же полотно разрушается? Причин несколько. Главной является отсутствие прочной основы дороги. Полотно нельзя просто расстилать по поверхности земли, необходима подготовка. В чем она заключается?

Наши дороги: мысли вслух4Вот так нужно строить дорогу

Верхний слой под полотном будущей дороги необходимо срезать. Глубина этого среза зависит от вида почвы. Для условий России нужно срезать не менее 80 см, чаще больше. Потом пространство необходимо наполнить прочным основанием, его роль выполняет гранитный щебень. Просто насыпать щебень будет недостаточно, необходима трамбовка. Для этого используются катки или мобильные вибрационные прессы. Послойное трамбование является залогом того, что дорога прослужит долго. В зависимости от условий рельефа под дорогой нужно проложить асбоцементные трубы, они позволят отвести воды с верхних на нижние уровни. Тогда вода не будет застаиваться с одной из сторон дороги. Эта операция получила название дренаж.

Переходы для животных

Помним о животных, некоторые из них еще не приручены человеком и гуляют сами по себе. Если позволяет рельеф (на любой трассе имеются подобные возможности), то из бетонных труб высотой около двух метров делаются проходы (олени и лоси могут зацепиться рогами, если высота окажется ниже). Дикие животные существа довольно разумные, они быстро осваивают безопасные способы перехода через дорогу.

Наши дороги: мысли вслух5Переход для животных организован над дорогой

Верх дороги создается разными способами. Где можно, там укладывают бетонные плиты. Покрытые солидным слоем асфальта они служат десятилетиями, только периодически требуется восстановление верхнего слоя без проведения сложных работ в основании дороги. Если бетонных плит нет, то нужно выполнить асфальтовое покрытие, толщина которого должна быть не менее 20 см. Покрытие еще нужно оградить, чтобы не происходило его расползание.

Наши дороги: мысли вслух6Даже слоны могут пройти под дорогой

Небольшой прогресс последних лет

Последние годы отличаются довольно жарким летом. Практика показала, что традиционные связующие расплавляются от солнца. Здесь дилемма. Низкотемпературное связующее легче укладывать, не требуется высокая температура нагрева. Но летняя жара его расплавит.

Наши дороги: мысли вслух7Современное строительство дороги

Высокотемпературные связующие реально стоят дешевле, но их укладка сопряжена с необходимостью прогрева массы до более высоких температур, а это связано с дополнительными затратами на прогрев. Думаю, что лучше один раз потратить больше, чем потом с регулярной периодичностью исправлять огрехи предыдущей экономии.

Заключение

Если выполнить все условия, то можно получить те самые сотни тысяч хороших автомобильных дорог. Удачи на дорогах или, как говорят водители: «Желаю вам ни гвоздя, ни жезла!».

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек