Акафистная суббота 4 апреля — история праздника, молитвы в этот день

Акафистная суббота 4 апреля — история праздника, молитвы в этот день

Православные 4 апреля празднуют акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице

Прежде чем отмечать праздник, 4 апреля 2022 года православная Церковь проводит особенное богослужение, после которого принято петь акафист Пресвятой Богородице. Святейший Патриарх Кирилл 3 апреля обратился ко всем верующим осуществить совместную молитву и прочитать акафист Пресвятой Богородице. Общее воззвание к Господу запланировано в 15:00 по берлинскому времени.

Акафистная суббота — 4 апреля, история праздника

Принято 4 апреля отмечать акафист Пресвятой Богородице, нашей владычице, который также называют неседальным пением. Торжество имеет глубокие исторические корни. Еще во времена правления византийского императора Ираклия в Персии правителем был царь Хозрой. Он заметил, что соседнее государство потеряло лидерские позиции после опустошительных лет правления тирана Фоки. Персидская многотысячная армия во главе с воеводой Сарвар пересекла границы Византийской империи, чтобы отнять восточные ее провинции. Хозрой и ранее уже осуществлял подобные походы, в результате которых были убиты десятки тысяч христиан. Иудеи выкупали у тирана иноверцев и затем убивали их мученической смертью.

Главный воевода Сарвар, воспользовавшись слабостью соседа, захватил всю восточную Византию и достиг города Халкидон, который сейчас носит название Ускюдар. Казна царя Ираклия была пуста, поэтому он вынужден был отдать приказ переплавить церковные священные сосуды, чтобы выпустить золотые монеты для обеспечения войска. С большим войском он прошел по Черному мору и разбил всю персидскую армию, захватив огромные территории. Также ему помог Сирой, сын местного тирана Хозроя. Он, видя поражения отца, предал и убил его, захватив власть в стране. В дальнейшем он заключил союз с царем Ираклием. Пока царь покинул Константинополь, чтобы защитить восточные границы, неприятность подкралась оттуда, откуда ее не ждали. Аварский каган, правивший среди скифов, решил воспользоваться ситуацией. Он со стотысячным войском подошел к Константинополю, нарушив заключенный ранее мир. Он пугал жителей и богохульствовал.

В осажденном городе Патриарх Сергий утешал местное население, призывая не терять надежды. В то же время, владыка Константинополя посоветовал всем молиться Богу и Его Матери Пречистой Богородице. Военные также не теряли времени понапрасну. Патриций Бон, отвечавший за оборону города, параллельно готовил воинов и средства защиты. Ведь стоит ожидать Божией помощи, но при этом важно делать и самому все возможное.

Патриарх вместе с населением обошел весь город по верху стен, неся в руках иконы Богоматери, чтобы укрепить воинов и сооружения. Сарвар подошел к городу с восточной стороны, а каган направлялся с запада, чтобы сначала сжечь населенные пункты вокруг столицы. По этой причине патриарх повторно обходил Константинополь по стенам с Нерукотворным Образом Христа в руках. Также в процессии использовали Крест и честную ризу Богоматери. Скифский каган с огромным количеством бойцов подступил к городским стенам. Летописи говорят, что соотношение греков к завоевателям было примерно один к десяти.

Небесные силы помогли обороняющимся воинам, пусть их было и не так много. Перед битвой они посетили храм Богородицы «Живоносный Источник», после чего они разгромили оккупанта. Греки с этого момента воодушевились, поверив в собственные сила. Они поверили, что сверху им помогает Непобедимая Воевода — Божья Матерь. С этого момента каждая последующая битва приносила грекам победу. При этом горожане попытались заключить мир с врагом, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Каган был краток, ведь считал, что они обманываются в Боге, в которого веруют. И он настойчиво клялся, что Константинополь падет. И горожане вновь принялись за молитвы с прошением о помощи.

Поняв, что нужно делать заодно, каган и Сарвар объединили усилия, чтобы одновременно с суши и моря захватить столицу. Но грекам удалось перебить огромное количество вражеских воинов, поэтому те даже не успевали сжигать павших. Корабли, наполненные солдатами, разбились у пригородной бухты, именуемой «Золотой Рог», которая располагалась возле храма Богоматери во Влахернах. Молниеносно на спокойное море пришла буря, которую связывают с чудом Пречистой Богоматери. Врагов выбросило на берег моря, после чего жители открыли ворота Константинополя и устремились, чтобы добить скифов. Как мужчины, так и женщины мужественно перебили войска врага, заставив военачальников устремиться в бегство.

По завершении победного сражения жители Константинополя обратились вновь с молитвой к Богоматери, благодаря ее за содействие. В течение целой ночи совершалось неседальное пение или акафист, ведь с Ее помощью удалось победить превосходившего по численности врага. С этого момента Церковь регулярно упоминала о чуде, поэтому было решено учредить праздник, который восхваляет дела Божией Матери во благо христиан. Неседальной песнь названа по той причине, что константинопольский Патриарх, святые отцы и весь народ в течение всей службы пели стоя.

Спустя 36 лет после победного сражения и чудесного спасения у власти в Византии был Константин Погонат. Агаряне вновь собрали огромное войско, чтобы проучить соседа. Война длилась в течение семи лет. Зимовать завоевателям приходилось в Кизических странах, и многим вражеским воинам приходилось умирать от холода. Пришлось отказаться от войны, а во время преодоления пути домой корабли агарян попали в страшный шторм в море Силео и все погибли. Вновь грекам помогла молитва Пречистой матери.

Третье нашествие оккупантов состоялось при императоре Льве Исавре. Тогда вновь агаряне (мусульмане) пришли на территорию Византийской империи, предварительно разграбив Персию, Египет и Ливию. Успехом завершился и их поход в Эфиопию, Индию и даже Испанию. Тогда их войска на 1800 кораблях высадились неподалеку от Царьграда. Стотысячная армия разорила околицы и подобралась вплотную к Константинополю. Городские священники пронесли икону Богоматери Одигитрии и древо Честного и Животворящего креста по крепостным стенам. Со слезами они взывали к помощи Господа.

Арабы разделили свои войска пополам. Первые направились воевать с болгарами, в сражениях с которыми погибло около 20 тысяч оккупантов. Перед оставшейся армией стояла задача занять город. Преградила им путь цепь, которая протянулась от Галаты вплоть до стен Царьграда. Когда они кораблями отправились к месту Сосфен, ветер резко изменился на северный, в результате чего флот потонул. Оставшиеся у стен города мусульмане массово начали умирать от голода, в результате чего они были вынуждены есть испражнения и тела друг друга. Поняв свою беспомощность, они пустились в бегство. Но проходя по Эгейскому морю, они попали в страшный шторм и все погибли в его волнах. К тому же, шел сильный град, который побил корабельную смолу и взволновал воды. Погиб практически весь флот, и уцелели лишь три судна. Им было дано передать страшную весть другим агарянам.

Ряд дивных чудес, которые были совершены Пречистой Богоматерью, празднуются и по сей день. Торжество Неседального акафиста было названо так, ведь все участвующие в литургии в течение всей ночи стоя на ногах воспевали песни в честь Матери Бога-Слова. На других службах позволялось сидеть, согласно церковному уставу. В этот де день принято было, не приседая, воспевать похвалы стоя.

Молитвы

Тропарь Субботы Акафиста, глас 8

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Повеление таинственное постигнув разумом, под кровом Иосифа поспешно предстал бесплотный, возглашая Не Знавшей брака: «Склонивший Своим сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим образ раба, я в изумлении взываю Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Кондак Субботы Акафиста, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек