Н. Я. Данилевский: «Друзей у нашей Руси нет!»

Н. Я. Данилевский:

Николай Яковлевич Данилевский — известный русский учёный-социолог, культуролог, публицист, путешественник и естествоиспытатель XIX века. Один из основателей цивилизационного подхода к истории, занимался вопросами геополитики. Является одним из основных идеологов панславянизма, считавшим Россию и славянство особым культурно-историческим типом.

Свои взгляды Данилевский наиболее полно изложил в работе "Россия и Европа", которую Ф. М. Достоевский называл "настольной книгой каждого русского".

Н. Я. Данилевский:

Сегодня, когда западная цивилизация объявила русскому миру крестовый поход, мысли Н. Я. Данилевского приобретают особую актуальность и ценность … В данной публикации собраны наиболее злободневные цитаты, которые помогут разобраться в многовековом цивилизованном противостоянии России и Запада…

  • «Взгляните на карту, – говорил мне один иностранец, – разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?»

Н. Я. Данилевский:

Н. Я. Данилевский об отношениях между Европой и Россией

Мы слышим клеветы, мы знаем оскорбленья

Тысячеглавой лжи газет,

Измены, зависти и страха порожденья.

Друзей у нашей Руси нет!

Как видно, история нелюбви Запада по отношению к России насчитывает не одно столетие! И верить, что когда-нибудь Россия сможет влиться в лоно "западного цивилизованного сообщества", по меньшей мере, наивно… В этой нелюбви Запада к России перемешалось всё: и страх, и зависть, и высокомерие, и ненависть…

  • Откуда же, спрашивается опять, это меряние разными мерами и это вешание разными весами, когда дело идёт о России и о других европейских государствах?

Нетрудно заметить, что в данном высказывании Данилевский указывает на, так называемые двойные стандарты, которые всегда были для Запада удобным инструментом для давления на Россию, которой предъявлялись и предъявляются необоснованные претензии…

  • Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему…
  • Но эти уроки истории никого не вразумляют. Россия, – не устают кричать на все лады, – колоссальное завоевательное государство, беспрестанно расширяющее свои пределы, и, следовательно, угрожает спокойствию и независимости Европы.

А уж это и вовсе любимая песня всех западных русофобов, которые само существование России воспринимают как смертельную опасность для "миролюбивой" Европы…

  • … всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России…

Эта фраза адресована тем благодушным и наивным отечественным политикам и простым гражданам, которые по-прежнему убеждены в искреннем желании и заинтересованности "цивилизованного Запада" видеть Россию сильной, богатой и процветающей!

  • Борьба с Западом — единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов…
  • Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собою, может она быть для нас безопасною. Положение это до очевидности подтверждается как соображениями самыми наглядными, так и свидетельством событий.
  • Мы видели выше, что с общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться составною частью Европы ни по происхождению, ни по усыновлению; что ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую, самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения – быть ничем.
  • Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью – нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа.
  • Враждебность Европы слишком очевидна: она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных её интересах.
  • Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от её похвал. Пожалуй, это одна из самых точных характеристик, которая могла бы проиллюстрировать отношения России и Запада в 90-е годы прошлого столетия, когда ради мнимого расположения к нам со стороны "прогрессивного мирового сообщества" российская власть встала на путь откровенного предательства национальных интересов…

Н. Я. Данилевский: Первый Президент России и американский кукловод европейского театра марионеток

  • Бросим взгляд на характер войн, которые она вела. Далеко заходить незачем. Все войны до Петра велись Россией за собственное существование – за то, что в несчастные времена её истории было отторгнуто её соседями…
  • Правда, не раз вмешивалась она (Россия) в судьбы Европы, но каков был повод к этим вмешательствам? В 1799-м, в 1805-м, в 1807 гг. сражалась русская армия, с разным успехом, не за русские, а за европейские интересы…

Н. Я. Данилевский:

  • Но бороться с соединённой Европой может только соединённое Славянство.
  • Нужно не поглощение славян Россией, а объединение всех славянских народов общею идеей Всеславянства как в политическом, так и в культурном отношении, и в первом главнейше и преимущественно для возможности осуществления последнего.
  • Народу одряхлевшему, отжившему, своё дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе.
  • В политическом отношении не может быть другого правила, как око за око, зуб за зуб, – отмеривание тою же мерою, которою нам мерят.
  • Своё ли, не своё родовое достояние ты возвращаешь, как бы говорили ей соседи, нам всё равно; только ты усиливаешься, и нам надобно усилиться…

Н. Я. Данилевский:

Н. Я. Данилевский о российской интеллигенции… Актуально и современно!

Следующее высказывание Данилевского словно предназначено для тех известных наших соотечественников, не по духу, а по рождению, которые так легко вдруг устыдились своей принадлежности к русскому народу…

  • Много у меня предметов смущения, уныния и стыда, но за русский народ, за свою великую родину я не могу, не умею смущаться, унывать и стыдиться. Стыдиться России? Сохрани нас Боже! Это было бы для меня неизмеримо ужаснее, чем если бы я должен был стыдиться своего отца и своей матери.
  • Все они одинаково черпают свои идеи не внутри русской жизни, а вне её; не стараются отыскать сохранившееся ещё зерно истинно русской жизни и развить его в самобытное самостоятельное целое. У всех этих направлений один идеал – Европа.
  • Всякому случалось, я думаю, слышать выражения, в которых с эпитетом русский соединялось понятие низшего, худшего: русская лошадёнка, русская овца, русская курица, русское кушанье, русская песня, русская сказка, русская одежда и т. д. Всё, чему придается это название русского, считается как бы годным лишь для простого народа, не стоящим внимания людей более богатых или образованных. Неужели такое понятие не должно вести к унижению народного духа, к подавлению чувства народного достоинства?. А между тем это самоунижение очевидно коренится в том обстоятельстве, что все, выходящее (по образованию, богатству, общественному положению) из рядов массы, сейчас же рядится в чужеземную обстановку.
  • «Без… народной основы так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почёрпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных».

Разве не о современной "так называемой интеллигенции" пишет Данилевский… В этой фразе — многие наши современные театральные деятели и кинематографисты, актёры и певцы, свою духовную пустоту скрывающие порой вызывающим и омерзительным современным "искусством", пронизанным элементарным неуважением к человеку и отрицанием высоких идеалов русской культуры.

  • … наше аристократическое и демократическое европейничанье, за неимением внутреннего содержания, должно по необходимости представлять явление, принадлежащее к разряду карикатурных.

Это утверждение Данилевского проиллюстрирую фото с двумя представителями отечественного шоу-бизнеса, которых условно назову "так называемая интеллигенция"… И пусть они из другой жизни и другого времени, от этого их карикатурность становится только больше!

Н. Я. Данилевский:

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мы уже простились с мыслью о России как части западной цивилизации, нам уже прямо говорят о нежелании видеть Россию на карте мира, мы уже поняли, что надеяться в этом мире нужно только на себя и на свои силы… И только окончательно избавившись от всех иллюзий, от всей пены и шелухи в политике, в науке и искусстве, через оздоровление и приведение мыслей в порядок мы получим шанс на выживание, на возрождение народного духа и чувства народного достоинства, перед которыми "коллективный Запад", я уверен, окажется бессильным! Не видеть неприятие и враждебность Запада по отношению к чуждой ему России может только слепой!

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек