Чем отличался выпускник средней школы 40…60 лет назад от сегодняшнего? Главное отличие заключалось в том, что школа умела дать необходимый набор знаний настолько прочный, что и сегодня многие из выпускников того периода способны вынуть из своей памяти знания (история, химия, физика, литература, география и другим предметам), чтобы без помощи Википедии ответить на вопросы, задаваемые жизнью.
Лирическое отступление
Успевали не только учиться, посещали разные кружки и спортивные секции. Государство бесплатно учило на факультативах рисованию, лепке, танцам, музыке. В спортивных обществах для детей-спортсменов выдавали зимнюю и летнюю форму, дополнительный спортивный инвентарь (прошел все это лично, в спортивной школе по мере взросления получали снаряжение, шиповки).
Попутно в спортивных обществах выдавали талоны для питания в специализированных столовых. В них предусматривали завтрак, обед и ужин (иногда после тренировки заходили перекусить, но чаще сразу меняли талоны по их стоимости на продукты, которые приносили домой). Средняя стоимость талона составляла 1,00 — 1,20 руб. Поэтому лишние 30…36 рублей для семьи не казались лишними.
Вернёмся к ЕГЭ
Система тестирования знаний понадобилась, когда традиционные способы проверки усвояемости материала показались чрезмерно субъективными. Не секрет, что люди все отличаются своими возможностями. Далеко не все способны усваивать весь материал, который предлагают школьные программы.
Но нужно суметь отделить достаточный уровень знаний, чтобы ученику можно поставить удовлетворительную оценку. Предполагается, что он усвоил основы того или иного предмета.
Градация
Однако, понадобились не только удовлетворительные знания. Нужно еще составить градацию по остальным уровням. Вот тогда в вопросах тестирования появились не только самые простые вопросы. Их дополнили и другие, которые подразумевают более глубокое усвоение материала.
Теперь тесты стали выступать в качестве основного критерия усвояемости предлагаемых знаний. По сути, современный учитель вынужден загружать мозг ученика набором знаний. К сожалению, для формирования мышления внутри предмета этого недостаточно.
Можно нахвататься только набором тестовых вопросов и ответов на них, но освоить дисциплину, чтобы не только существовать внутри нее и развивать дальше, не получается. Поэтому США и другие европейцы нуждаются в молодых людях, обученных думать шире, чем требует ЕГЭ.
Уровни образованности в вузе
Высшие учебные заведения тоже столкнулись с необходимостью градации выпускников. Следует отделить средний удовлетворительный уровень подготовки от полного высшего образования. Для этой цели ввели два разных диплома:
Бакалавр — это специалист, получивший минимум знаний по изучаемым дисциплинам, способный применять свои знания для реализации поставленных задач после окончания учебного заведения.
Магистр — это специалист, способный не только выполнять рутинную работу. Подразумевается, что обладатель ученой степени магистра способен развивать выбранное направление после завершения обучения. Ему дали не только основные знания, его обучили искать пути повышения эффективности внутри изученной дисциплины. Магистру привили умения исследовать процессы, накапливать получаемые на практике знания и формировать новые выводы по определенным вопросам.
Выше идут ученые степени и градации, которые доступны далеко не всем. Нужно проводить многочисленные исследования, обобщать опыт, чтобы заслужить присвоения ученой степени кандидата или доктора наук. Но это уже вопрос совсем иного порядка.
О прежнем опыте высшего образования
Еще в Российской империи, а потом и при СССР высшее образование получали в течение пятилетнего срока обучения. Тогда полагали, что студент должен освоить «джентльменский набор дисциплин», а также специальные предметы, чтобы стать специалистом в определенной области. Потом после защиты диплома или сдачи государственных экзаменов присваивалась квалификация, позволяющая работать по основной или смежным специальностям (именно тот джентльменский набор знаний позволял использовать специалиста гораздо шире, чем написано в в самом дипломе о высшем образовании).
Конечно, и тогда в студенческой среде можно было услышать: «Зачем мне (высшая математика или иной предмет), если по окончании буду заниматься (тракторами, больными, стоять у доски с малышами)». — Несмотря на разговоры, сдавали все предметы. Их в среднем было более 40 наименований (экзамены, зачеты, курсовые).
Потом вспоминали, как проходила сдача того или иного предмета. Кто-то хитрил, а кто-то на самом деле усваивал предмет и сдавал его, как положено. В работе, спустя много лет, полученные знания не по основной специализации оказываются важными для сегодняшнего дня.
О перспективах смены болонской системы
Сегодня с высоких трибун поборники болонской системы стали выступать о ее недостатках. Конечно, те, кто проработал на преподавательской работе не один десяток лет, еще тогда предупреждали о порочности западной системы образования. Но слушали только пожелания европейцев, отказывались слышать голоса от профессионалов высшего образования.
Теперь, наверное, дошло, что пора подумать, как правильно переформатировать высшую школу, чтобы не нанести вреда. Мы, профессорско-преподавательский состав еще живы. Можем помочь максимально мягко вернуть наработки высшей школы, полученной еще со времен российской империи.
Жизнь заметно изменилась, но осталось важное: «Экзамен (зачет) — это беседа двух умных людей». — У фразы есть еще и продолжение, которое придумали креативные студенты: «Если один из двух собеседников не особо умен, то другой остается без стипендии».