Отказ от «Болонской системы»? Нет! Её «модернизация»!

Отказ от

Кажется, мы уже привыкли к тому, что любая хорошая (?) в представлении простых россиян новость, исходящая из высоких чиновничьих кругов, не только остаётся всего лишь "хорошей" новостью, но уже совсем скоро начинает приобретать ещё более, чем прежде, пугающие и зловещие очертания! Любая"оптимизация" и "актуализация", любое "реформирование", которыми рьяно начинают заниматься наши министры и чиновники, быстро превращается в сущий кошмар и настоящее мучение для простых граждан…

И вот недавно нас ошарашили, казалось бы, выстраданной, оттого и хорошей новостью … Прозвучало заявление об отказе от навязанной нам более 20 лет назад западными "друзьями" Болонской образовательной системы… Нам тогда долго рассказывали о её преимуществах в современном мире! Внушали небывалые перспективы! Какими только словами ни сыпали либеральные чиновники от образования: и бакалавриат, и магистратура… И голова от счастья закружилась: что ни студент — то уже учёная степень, профессионал и готовый специалист! Красота! А ещё с таким образованием нашим выпускникам во всём мире все двери открыты!

И вот спустя два десятка лет всё те же "подвижники" Болонской системы с прозападными"цивилизованными" закладками в голове заявили о злополучной "Болонке" как… о "пройденном этапе"… Неужели? Наконец-то будем жить своим умом!

Но раздаваться пришлось недолго! Здравомыслящие эксперты с нескрываемой гражданско-патиотической позицией не без сарказма заявили, что как бы не стало хуже…

Ведь о "пройденном этапе" заговорили именно те, кто много лет назад так активно продвигал (не бескорыстно) в нашей стране западную модель образования. Вряд ли вчерашний браконьер с неистовой заинтересованностью возглавит общество защиты диких животных! Так что опасения за судьбу российского высшего образования были вполне понятны!

Отказ от

И вот очередные надежды на то, что в стране будет выстроена новая, "уникальная", собственная, с опорой на лучшее из советской эпохи, система образования, посыпались, как карточный домик! А всё потому, что Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил, что отказ от Болонской системы, которая десятилетиями ориентировала наиболее способных на работу за границей и одновременно превращала остальную молодёжь в недоучек с дипломом, не предусматривает отказа от бакалавриата и магистратуры! Во как! То есть я отказываюсь от мяса, но тушёночку поем с удовольствием! Ах, как это всё знакомо!

Отказ от

По словам Главы Минобра, просто "в учебных программах будет наведён порядок. В дальнейшем бакалавры не смогут поступить на программы магистратуры с совершенно другим профилем". Это же, граждане, в корне меняет ситуацию! Наконец-то журналист не сможет стать физиком-ядерщиком, а химик-биолог юристом! Это же настоящая революция в российском высшем образовании, судьбоносный прорыв! Понадобилось всего лишь двадцать лет, чтобы понять тупиковость прежних "бакалавриатов" и "магистратур".

А ещё господин Фальков убеждён в том, что нужно взять лучшее от Болонской системы и двигаться вперёд…

Отказ от

Мы уже не раз "брали всё лучшее", чтобы "двигаться вперёд"… И вот, как говорится, приплыли! Непрекращающаяся "утечка мозгов" в лице талантливой молодёжи и масса горе-специалистов по всей стране!

Не понимаю, зачем глава Минобрнауки сказал, что США, Китай, Индия и ещё несколько стран не следуют принципам Болонской системы и это не мешает их дипломам о высшем образовании высоко котироваться в мире. Так у них, видимо, образовательная система тщательно продумана и выстроена! Нам только предстоит пройти этот долгий путь! Считай, заново!

По мнению господина Фалькова, "будущее — за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры". Любят наши чиновники заниматься словесным жонглированием, особенно заимствованными словами! (Вспомнил слова Базарова: "Об одном прошу тебя, друг Аркадий, не говори красиво!").

По ряду направлений, считает Фальков, нужно оставить только специалитет: например, при подготовке врачей и инженеров. А остальным всё так же топтаться сначала в бакалавриате, а потом в магистратуре… Лишь после этого учиться непосредственно специальности… Тут уж впору вновь нужно говорить о качестве образования, которое в нашей стране было и остаётся ещё оторванным от экономики!

И конечно же, министр, как заклинание, в очередной раз произнёс, что одним из главных преимуществ Болонской системы "остаётся международная академическая мобильность студентов и преподавателей". А так как сегодня европейские учебные заведения в одностороннем порядке решили отказаться от сотрудничества с российскими университетами, то "любая мобильность как таковая в этом направлении уже не актуальна", — заявил Фальков.

Отказ от

Актуальна — не актуальна… Но, видимо, господин министр всё же лелеет надежду на возвращение старых добрых времён, когда наши преподаватели готовили специалистов для иностранных предприятий и научных центров!

Надо говорить о повышении качества образования для нас, для страны, а не для возможности выехать за границу, где можно будет максимально реализовать себя! Надо, чтобы наше образование и наша промышленность шли нога в ногу друг с другом, чтобы выпускники высших учебных заведений были востребованы российской экономикой, отечественными предприятиями, чтобы для наиболее талантливых государство создавало бы преимущественные условия и для работы, и для жизни… Надо восстанавливать целые отрасли экономики и готовить для них специалистов! Тут работы непочатый край!

Особый разговор — влияние "глобалистской" Болонской системы в сфере гуманитарных наук, где полностью отсутствует идеологическое содержание и вычищено само понятие гражданственности… Не случайно, что именно среди специалистов-гуманитариев, подкармливавшихся два десятилетия западными грантами, так активно пустили корни идеи "цивилизационного" либерализма, глобализма и космополитизма…

Так что мы вновь возвращаемся к необходимости идеологического содержания любого образовательного процесса на государственном уровне!

Может, потому и вынужден был господин Фальков отметить и то, что образовательная система теперь будет ориентирована на национальные интересы! То есть, получается, ранее было всё иначе?

Так что, уважаемые читатели, есть у меня большие сомнения, что наше высшее образование в ближайшие годы будет меняться в лучшую сторону…

Пример, пожалуйста! Даже признав, что ЕГЭ как форма аттестации выпускников средних школ не оправдала себя, господин Фальков не намерен отказываться от неё! Просто она нуждается в "модернизации"! Отсюда предложение одного из депутатов Госдумы сделать ЕГЭ более гуманным: теперь его можно постоянно пересдавать, правда, не более одного раза в месяц! И до каких пор эти пересдачи будут продолжаться? Интересно, у кого мы позаимствовали такой передовой и такой гуманный опыт?

Как-то тревожно от таких "реформ" становится на душе! Теперь будем ждать, какую же "уникальную" модель высшего образования предложат специалисты из Минобрнауки?

Хочется надеяться, что после этого не пришлось вспоминать знаменитую фразу В.С. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!" А уж в этом мы поднаторели!

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек