Наша власть с завидным упорством продолжает относиться к советскому периоду в истории страны, как к какой-то заразной чуме, которую надо старательно избегать… Стоит только заговорить об СССР, как тут же начинаются эмоциональные рассуждения о неэффективности социалистической системы, промышленность которой, кроме галош для Африки, не выпускала ничего, об идеологических тисках, ограничивающих свободу и права личности, о повсюду расставленных ленинских минах замедленного действия, которыми спустя десятилетия, умело манипулируя, власть оправдывает все свои ошибки и просчёты… Нам твердили и продолжают твердить: было плохо всё — и плановая экономика, и не самая передовая наука, и бесплатное здравоохранение, и затравленные идеологией культура и искусство, и обслуживающая интересы партии политика в области воспитания подрастающего поколения… Даже из спортсменов чиновники якобы вытягивали все жилы ради побед и успехов, которые бы доказывали преимущества советской системы перед капиталистическим обществом! А уж как смеялись над "Кодексом строителя коммунизма"! Охаяли, дискредитировали и похерили всё самое лучшее. "Развенчали" былых героев, очернили историю, выбили из-под ног народа морально-нравственные устои, подложив взамен замешенную на культе индивидуализма зыбкую либеральную кашу из абстрактных ценностей, которые, как оказалось, были лишь ширмой для дорвавшихся до власти прозападных элит. Разрушая и грабя страну, они не забывали регулярно повторять: в СССР было всё плохо!
Забыл, нет — не всё было плохо… Когда было уж очень нужно, вспоминались и великая Победа, добытая страной с исключительно неэффективной экономикой и бесчеловечной идеологией, и наш триумф в космосе, обеспеченный запуском, видимо, тех же пресловутых галош… Правда, слова СССР, советский при этом произносились с видимым усилием над собой!
Место строителя коммунизма и светлого будущего, худо ли, бедно ли верящего в общественные идеалы, занял грамотный и уверенный в своей исключительности потребитель. А всё то, что раньше гарантировало человеку духовное и физическое развитие, стало хорошо развитой сферой услуг с тщательно прописанными расценками! Жила страна так долгие годы…
- И вот настал момент переосмысления пройденного пути и осознания необходимости немедленного переформатирования всех сторон российской действительности. Ибо результаты либерально-рыночной политики видятся удручающими…
В частности, в гуманитарной и общеобразовательной сферах. Бесчисленное количество ВУЗов ежегодно штампуют многотысячную армию слабо подготовленных специалистов, растворяющихся потом в частном бизнесе… Выпускники школ также не блещут познаниями и вскоре вливаются в растущую, как на дрожжах, сферу потребления и услуг! Да и морально-нравственный климат в российском обществе чаще всего не вызывает восторга! Своего апогея достигла деградация культуры и искусства, в которую проникли моральные калеки и "творцы" с "особым взглядом на мир". Многих из нынешних творцов на пушечный выстрел не подпустили бы к работе даже в самодеятельном кружке в местах не столь отдалённых!
Курс Запада на "отмену России" как никогда прежде привёл нашу власть к пониманию необходимости перемен во всех сферах жизни, а руководство России, задумывающееся над тем, что проведение реформ в сложившейся ситуации без опоры на то лучшее, что было во времена СССР, будет затруднено, упорно продолжает заявлять, что никакого возврата к советским схемам не будет! Конечно, не будет — ибо тогда была совершенно иная, социалистическая система хозяйствования!
Но всё чаще раздаются голоса о необходимости ввода в экономику элементов планирования, заговаривают и о пересмотре итогов приватизации, о более активной роли государства! Ох, уж это наша привычка: пытаться скрестить капусту с гвоздикой! Но оставлю экономику в покое, и поговорим о происходящем в гуманитарной сфере.
Недавно было объявлено об отказе России от так называемой Болонской системы, которая, как уже многие открыто признают, разрушила выстроенную десятилетиями советскую систему профессионального, среднего и высшего образования и всё её содержание подменила формализмом ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры… Однако одно осознание порочности западной образовательной системы для нашей страны — ещё не гарантия успешного выстраивания своей, отечественной. Ибо спасать Муму будет доверено тем, кто её топил долгие годы! Понадобилось двадцать лет, чтобы осознать весь вред той самой Болонской системы! А запрос на то, чтобы привнести в современный образовательный процесс проверенные советские методики действительно существует!Но образовательные и воспитательные методики времён СССР не могут жить только в рамках учебного заведения, ибо окружающий школу мир наполнен совершенно иными ценностями! И школьник, выходя на улицу, испытает чудовищный когнитивный диссонанс…
Также много говорится и о необходимости возвращения школе её воспитательной функции и о повышении статуса и роли учителя в обществе! Но практически всё остаётся неизменным, кроме периодических повышений окладов учителей, которые продолжают оказывать всего лишь образовательную услугу! Всё также растут "профессиональные потребители".
Как таковое образование было принесено в жертву Болонской системе, ставшей для многих отечественных чиновников единственно возможной. Прикладные школьные предметы, дающие основы профессиональных навыков, как автодело и начальная военная подготовка, были обнулены или заменены абстрактными, наподобие, введением в бизнес! Сокращение часов на изучение базовых предметов привело к тому, что выпускники школ уже не могут закончить знаменитую пушкинскую строку "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"…
Долгие годы в стране практически полностью отсутствовало патриотическое воспитание, не было организации, способной объединить российских школьников, которая бы воспитывала в них граждан и патриотов.
И вдруг власти встрепенулись! Решено создать всероссийское молодёжное движение! Не октябрята, не пионеры и уж тем более, не комсомольцы! Кого и на основе чего эта молодёжная организация будет объединять? Какие ценности будут объединять современную российскую молодёжь?
У нас в стране на сегодня зарегистрировано 427 000 (!) детских и юношеских объединений, около 20 000 молодёжных движений и организаций. Настоящее лоскутное одеяло! Или огромный пазл из бесчисленного количества элементов! К тому же мы имеем печальный опыт непонятных молодёжных движений! Где "Наши"? Где "Идущие вместе"? Их век был недолог, а итог невесел! Бесчисленные и бесполезные форумы и слёты, сопровождаемые пустой болтовнёй и демагогией! Где лидеры этих движений? Не в Германии ли осел тот самый "гражданин и патриот"? Видимо, для исправления ситуации нужна ещё одна молодёжная организация! О чём с радостью нам сообщил С. Кириенко, большой любитель пафосных выступлений перед молодёжью! Какая общая концепция и идея может объединить учащегося частного элитного учебного заведения и ученика из малообеспеченной семьи средней школы провинциального городка? Всё снова примет формы никчёмных слётов и бессодержательных форумов для вполне благополучных детей!
На очередном бессмысленном заседании"Территории смыслов". "Шумим, братец, шумим!"
И создание общероссийской молодёжной организации в условиях катастрофического расслоения общества и социального неравенства кажется маловероятным! Особенно когда об этом заявил С. Кириенко, дав понять под чьей эгидой будет идти создание и формирование этого самого движения!
Бесчисленные и бесполезные форумы и слёты, сопровождаемые пустой болтовнёй и демагогией!
Озаботившись общим культурным уровнем подрастающего поколения, заговорили и о создании в школах театральных кружков… Ну что же, дело большое и важное! Правда, об этом уже давно говорил покойный В.В. Жириновский! Да, видно, не время ещё было! А вот сейчас самый раз! И вновь об этом нам вещал вездесущий и жизнерадостный Кириенко! А кто будет ими руководить? Всё те же учителя-подвижники? Или за каждой школой господин Кириенко способен закрепить по специалисту с театральным образованием? А где школьные шахматные кружки, о которых несколько лет назад говорилось с таким жаром даже на государственном уровне? Нашлись ли кадры для осуществления этой благовидной идеи? И во всех ли школах дети изучают шахматное искусство? А не возродить ли нам общешкольные сборы металлолома и макулатуры? Чтобы обучить школьников навыкам коллективного труда!
А вот советские дети занимались делом!
И субботники по наведению порядка на пришкольной территории? Думается, можно предлагать массу любых начинаний, пытаться возродить общественно-полезный труд на благо страны, но как быть, если очень и очень многие из нас скажут: "А что страна дала мне?".
Кажется мне, ничего хорошего из этого не выйдет, во всяком случае, в ближайшее время! Режиссёр Карен Шахназаров не первый год ратует за необходимость в школах факультативных занятий с просмотром и обсуждением лучших советских кинофильмов, способствующих формированию гражданина и патриота! И все ли директора школ с восторгом примут это начинание? Все ли учителя поведут своих учеников смотреть духоподъёмный фильм? А родители всех ли учащихся будут в восторге от этого? Так что воодушевлённый идеями скрестить конягу с мопсом Кириенко Сергей Владиленович может говорить всё, что ему вздумается! Но образование и воспитание — это неотъемлемая часть экономического уклада!
И вроде бы всё правильно говорится: нужно работать с молодёжью, нужно воспитывать подрастающее поколение, нужно молодым россиянам давать хорошее образование, надо воспитывать убеждённых патриотов и любящих Отечество граждан! Однако это должен быть проект государственного масштаба, все части которого были бы подчинены одной цели и задаче! Можно с высоких трибун инициировать создание в школах и драмкружков, и станций юннатов, и хоров, и ансамблей танцев, и вокально-инструментальных ансамблей, и ещё много чего. И это на самом деле замечательно! Но если не будет выстроена системная работа с молодёжью в рамках единой государственной идеологии, то и результатов не будет! А у нас, как известно, идеология, которая была в СССР, не предусмотрена.
Точнее, в современной России идеология существует, и она вполне официальна. Эта идеология буржуазного либерализма. И проявляется она в самых различных формах, но суть её неизменна — охрана и укрепление капиталистической общественно-экономической формации. Так что одними разговорами о патриотизме и страстным желанием создать в каждой школе театральный кружок по-настоящему сплотить и консолидировать общество не получится! Для этих целей сегодня почва под ногами не слишком плодоносная!