«Самобичевание всегда было присуще российскому менталитету». Размышления Владимира Меньшова…

В апреле 2007 года режиссёр Владимир Меньшов в паре со своей женой Верой Алентовой на церемонии вручения наград "MTV Россия" должен был огласить название кинокартины — победительницы в номинации "Лучший фильм 2006 года". На эту награду претендовали пять кинолент: "Жара", "Питер ФМ", "Волкодав", "Бумер. Фильм второй" и "Сволочи".

Открыв конверт, Владимир Валентинович изменился в лице и сказал в микрофон:

"Я очень надеялся, что пронесёт. Но не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсен. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свиданья!".

С этими словами режиссёр бросил конверт и вместе с женой покинул сцену.

Позже Владимир Меньшов высказался о фильме "Сволочи":

"Ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло и не было никогда в армии. Потом раскопали, что такая школа была, вот только создали её не у нас, а фашисты — на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть! — удивлялся Владимир Валентинович.

В этом был весь Меньшов , честный и бескомпромиссный

В отличие от многих своих коллег Владимир Меньшов, как человек и как гражданин, всегда открыто высказывал своё мнение, порой был жесток, но всегда справедлив… Через всю свою жизнь он пронёс любовь к своей Советской Родине и был убеждён, что СССР — самая лучшая общественная модель в истории человечества…

Владимира Валентиновича Меньшова не стало год назад… Сегодня предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, размышления режиссёра о стране, о народе, о нашей истории..

"Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию.

Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания.

На Западе уже давно сложился стереотип мышления по отношению к России, он сформирован умело, сознательно. Их высоколобые интеллектуалы ещё могут оперировать противоположными концепциями, но западный обыватель находится в абсолютной власти антисоветского мифа.

Вот, к примеру, я посмотрел фильм BBC «Кто убил Сталина?». (Запрещён к показу в России). Уровень экспертов-советологов, безапелляционность оценок, примитивность формулировок поначалу производили комический эффект. Но по ходу действия, когда… актёры, изображающие «ближний круг» – высокопоставленных советских политиков, – начали безудержно пьянствовать, падать мордами в салат, превращаться в скотов, а нетрезвый Сталин взирал с саркастической улыбкой на эту оргию, фильм стал просто оскорблением нашей страны… Но ведь почти то же самое, в несколько адаптированном виде, я вижу и в российских фильмах!

Совсем недавно с некоторой гордостью нам представили французский фильм «Концерт». С нашей стороны участвовали хорошие актёры, и перед премьерой они рассказали, что получилась тёплая такая комедийная лента… Да вы что, ребята, вы посмотрите на это глазами обычного француза, который пришёл в кинотеатр! С какими выводами он выйдет оттуда?.. Оказывается, в брежневские времена, в начале 80-х, дирижёр Большого театра пострадал за то, что отказался уволить из оркестра всех евреев. Его самого выгнали с работы, а евреи погибли в сибирских лагерях. Только маленькую девочку благородные французы вывезли на Запад в футляре от контрабаса… И мои коллеги соглашаются играть в картине и не испытывают никакого чувства стыда! ( В фильме сыграли Алексей Гуськов, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов, Влад Иванов, Анна Каменкова).

Даже если бы весь этот бред был правдой, неужели стоило бы участвовать? Может, пора поучиться у европейцев, которых нам всегда предлагают как образец достоинства и чести? Немца, например, вы на разговор о войне не вытащите, там почти у каждого в шкафу припрятан скелет дедушки, воевавшего на Восточном фронте. А попробуйте затронуть позорное поведение французов во время Второй мировой. Насколько я знаю, там были режиссёры, которые пытались сделать кино о коллаборационизме, за что подвергались жесточайшему остракизму. Во Франции принято говорить лишь о Сопротивлении, которое даже де Голль признавал всего лишь удачным пропагандистским мифом. Немцы, во всяком случае, поразились, увидев на подписании капитуляции французов в качестве победителей… Попробуйте побеседовать с англичанами о том, как они подло тянули с открытием второго фронта, ждали, пока мы с немцами измотаем друг друга. Попытайтесь поговорить с румынами и венграми, которые воевали на стороне фашистов, с чехами, которые делали на своих заводах два из трёх танков немецкой армии… Все они умело замалчивают постыдные страницы своей истории и никому не позволят поднимать эти темы.

Самобичевание всегда было присуще российскому менталитету, и особенно оно расцвело с началом перестройки.

Любая попытка развенчать героические страницы нашей истории стала рассматриваться как вклад в борьбу с ненавистным коммунистическим режимом. Это проникло в поры нашей общественной жизни, стало повседневностью. Потом будет очень трудно выкорчёвывать тотальный антисоветизм, который за двадцать пять лет обрёл мощную корневую систему, но делать это, безусловно, придётся. Мы не сможем существовать в ситуации кромешной исторической несправедливости.

Вообще, мне кажется, сейчас очень важно провести глубокие социологические исследования, потратить на это большие деньги и определить, в каком состоянии находится наше общество.

Необходимо понять, чего хочет народ, каковы его предпочтения и недовольства. Ведь со времён Горбачёва мы очень многому научились и на многое переменили свои взгляды".

В очередной раз вынужден констатировать, что сегодня в стране ощущается большой дефицит настоящей творческой интеллигенции, одним из последних представителей которой и был Владимир Валентинович Меньшов, человек, художник и гражданин!

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек