"Из всех искусств для нас важнейшим является кино".
У вождя мирового пролетариата В. И. Ленина было слишком много забот в деле построения пролетарского государства. К тому же он привык доверять только профессионалам. Однажды в разговоре с Анатолием Васильевичем Луначарским Ленин сказал: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино".
Луначарский и Ленин
С театром у Ленина отношения были ещё сложнее, и Владимир Ильич называл "куском чисто помещичьей культуры". Однако ни для кого не секрет, что именно в первые годы Советской власти новое советское театральное искусство приобрело массовый характер.
«Кино есть величайшее средство массовой агитации».
Большим ценителем искусств слыл Иосиф Виссарионович Сталин. Музыковед Соломон Волков писал: «Интерес Сталина к классической музыке был неподдельным. Он слушал ее часто и с видимым наслаждением. Это были в первую очередь русские оперы и балеты — Чайковский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, в меньшей степени Мусоргский. Но к числу фаворитов Сталина относились также Бизе, Верди».
Сталин любил театр, о чём говорит хотя бы то, что он 19 раз смотрел постановку «Дни Турбиных», в основе которой лежал роман Михаила Булгакова «Белая гвардия».
Сталин в Большом театре
Ещё в 1927 году Сталин настойчиво предложил «взять в руки» кино как важнейшее средство агитации и пропаганды, о чём он однажды сказал: «Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки… Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело вместо водки такие источники дохода, как радио и кино».
Об огромной воспитательной роли всех видов искусства без исключения говорили и Н.С. Хрущёв, и Л.И. Брежнев. Не случайно, что именно в годы Советской власти были созданы шедевры отечественного кинематографа, многие из которых стали классикой мирового кино. Небывалым успехом во всём мире пользовались оперные и балетные постановки советских мастеров искусств. Советская власть заботилась не только о воспитании через искусство нового человека, строителя коммунизма, но и о всестороннем, гармоничном развитии всех советских людей, начиная с самого юного возраста. Кино, театр и литература сопровождали советского человека на протяжении всей его жизни! Не случайно СССР долгие годы по праву считался самой читающей страной! За годы Советской власти были построены десятки тысяч театров и филармоний, кинотеатров и библиотек! А сколько любительских театров и музыкальных коллективов объединяли в своих рядах людей разных поколений!
С торжеством рыночных отношений и отказа государства от официальной идеологии искусство перестало выполнять свои воспитательную и развивающую человека функции, что и привело к многочисленным конфликтным ситуациям в сфере культуры, которая была просто-напросто брошена на произвол судьбы!
"Из всех искусств для нас важнейшим является цирк?"
Как-то так повелось, что, оказавшись в абсурдных, смешных и полных отсутствием логики ситуациях, мы, словно приговор, произносим: "ЦИРК!"
Не знаю, обидно подобное слышать профессиональным артистам цирка или нет, но есть в этом нечто пренебрежительное и уничижительное, будто и одним из видов искусства мы цирк не считаем! Ещё можно вспомнить утвердительное "цирк уехал, а клоуны остались" и вопросительное "куда уехал цирк?" Думаю, уважаемые читатели, вы понимаете, что я имею в виду.
А вот что имел в виду Президент России Владимир Путин, который в это мягко говоря сложное время вдруг озаботился проблемами циркового искусства, я не знаю! Но только ясно одно: Владимир Владимирович всерьёз взволнован проблемами отечественного цирка, которые так неожиданно свалились на головы ничего подобного не ожидавших россиян, особенно после того, как перестал работать "Цирк дю Солей".
Пробил час, и ситуация потребовала экстренного вмешательства Президента, который убеждён, что "этому направлению следует уделить больше внимания". Цирковое искусство, по мнению Путина, никогда не было "ретроградным". Сдаётся мне, что Президент видит в цирке реальную силу поступательного движения вперёд!
Интересно, а какие новые "цирковые" номера для россиян ещё придумает государство?
Чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение, он встретился с министром культуры Ольгой Любимовой, которая на голубом глазу заявила, что "цирковое искусство — достаточно дорогой вид, связанный с пиротехникой, с костюмами". И, похоже, в надежде на поддержку со стороны Президента добавила: "Это единственное, на что требуются дополнительные расходы". Тут наверняка Путин облегчённо вздохнул: уж на что, а на пиротехнику с костюмами, пожалуй, дам распоряжение деньги выделить!
Ещё один вопрос, за разрешением которого всё это время с тревогой следили взволнованные россияне, это трудоустройство отечественных артистов, оставшихся без работы после закрытия всемирно известного цирка. Выслушав обеспокоенность министра культуры и, видимо, вспомнив, что у него есть другие, не менее важные дела, Президент сказал: " Возможны какие-то новые формы, организаторы циркового искусства предлагают всякие варианты, вы с ними пообщайтесь еще раз". После такой фразы даже самому непонятливому станет ясно, что разговор закончен и пора оставить Президента в покое…
Министр культуры Ольга Любимова уже придумывает новые номера
Так что, дорогие россияне, за судьбу российского цирка можно быть абсолютно спокойными!
Займитесь своими будничными делами, не переживайте и не волнуйтесь! Ещё одна из главнейших проблем в нашей стране практически решена!
И помните, граждане, что очень многое из того, что нас окружает, — настоящий ЦИРК! И новых номеров для нас, зрителей, припасено ещё немало!