Был в моей жизни период, когда узнал, что просрочку из супермаркетов их сотрудники тащат ящиками и продают за половину или треть цены. И на такие продукты очередь! Раскупают мгновенно. Когда переехал в Москву, то часто покупал в «Перекрёстке» товары по уценке — скидка была в районе 30%, хотя они были абсолютно нормальными. Просто подходил конец срока годности.
Ежегодно в мире выбрасывается 1,3 миллиарда тонн еды*. Это почти 25 тонн каждую минуту. Что вызывает у множества людей (от нищих до экоактивистов) вопрос — «а почему бы это лучше не раздать нуждающимся?»
Потому что конкретно в России магазину придётся со всех бесплатно отданных продуктов заплатить НДС. Плюс до них может докопаться Роспотребнадзор — реализация просроченных продуктов. Плюс если кто-то отравится, то запросто подаст в суд и выиграет. Сплошные убытки.
Поэтому было выгоднее или выкинуть, или перепродать в мелкие магазинчики, где переклеивались этикетки, срезалась плесень, просроченный сыр отправлялся в хачапури и так далее.
Но наконец-то начались изменения. Минпромторг поддержал проект развития программы фудшеринга (ужасное название). Это позволит сетям легально передавать благотворительным организациям продукты с истекающим сроком годности. Хотя некоторые и так это делали, но приходилось скрываться от государства.
Подобное является мировой практикой. Почему в России именно сейчас этой проблемой озаботились? Наверное, народ стал настолько богат, что все базовые потребности закрыл и озаботился экологией.
У этого благого дела есть три подводных камня:
1. Магазины могут перепродавать продукты под видом "отданного на благотворительность" и еще получать списание НДС
2. Очень много было случаев, когда создавались полки с бесплатными социальными продуктами, а многие наши сограждане начинали их требовать, считая, что это обязанность магазина им отдавать продукты бесплатно.
3. Учёт того, что продукты пойдут именно нуждающимся, а не самым бойким, кто прибежал первым и побольше забрал.
В западном мире эти проблемы решаются через благотворительные организации. Им передают продукты, они за их распределение отвечают. У них ведётся учёт тех, кто на их "попечении" и отчитываются за то, как ведут свою деятельность.
Такие организации по поддержке малообеспеченных есть не только в каждом городе, но каждом районе. При этом они уважаемые, пользуются известностью, вхожи и в администрацию, и в бизнес. Их много, поэтому каждая может концентрированно решать локальные проблемы людей на местах.
Но России сейчас фудшерингом занимаются всего две благотворительные организации — «Русь» и АНО «Фудшеринг». И здесь очень серьёзная проблема в будущем. Государство последние двадцать лет панически боялось любых форм самоорганизации людей и выстраивания горизонтальных связей. Поле НКО и гражданских объединений в России тщательно зачищено. Больше всего репрессий по закону об иноагентах пришлось именно на подобные организации.
Плюс у нас крайне запутанная и трудная отчетность для благотворительности. Чтобы ею заниматься более-менее масштабно, а не разовыми акциями, нужно иметь бухгалтера и юриста. И это отнимает полный рабочий день.
В России два пути — или «Русь» и АНО «Фудшеринг» превратятся в бюрократических монстров, растянувшихся на всю страну. Или начнётся развитие множества небольших фудшеринговых благотворительных организаций. Там сформируется свой актив, которого будут уважать местные за то, что они делают. Они привыкнут к тому, что могут собраться и что-то изменить в стране. И очень быстро зададутся вопросом — «а что еще можем сделать, кроме раздачи еды нуждающимся? Почему они нуждаются, кстати?»
Как думаете, по какому из двух вариантов пойдет наше государство? Или вообще третий — всё сломать и бросить, сделав вид, что это не они?
*Марксисты и прочие сторонники планового хозяйства могут немедленно отправиться на работу в закупочные отделы ритейла и предложить им свою математическую модель планирования закупок и определения цен, чтобы покупатели были удовлетворены, продукты не выбрасывались, а магазин не разорялся.
Лайк бесплатный, а мне приятно 😉 Хотя странно — активность повышается, количество подписчиков растёт, а монетизацию Дзен урезает. Явно намекает, что мнению отличному от "правильного" тут не рады.
В России будет хорошо — телеграм-канал. Короткие новости, высказывания, статьи о политике, мат и горение.
Волосатая семья — я, котики, мемы и ламповая атмосфера. Тут баню всех, кто не нравится мне или моим друзьям.