9 марта 1990 года… Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ…

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...0

ВСТУПЛЕНИЕ. О МАЛО ИЗВЕСТНОМ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА

22 октября 2022 года исполнится 100 лет со дня рождения советского и русского мыслителя, писателя и публициста Александра Александровича Зиновьева.

Думаю, уважаемые читатели и подписчики канала, не каждый из вас знает, что первого октября прошлого года Президент России Путин подписал Указ № 564 "О подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 100летию со дня рождения А. А. Зиновьева". Не так давно на одном из религиозных каналов вдова писателя Ольга Мироновна Зиновьева рассказала о тех мероприятиях, которые приурочены к юбилею Александра Зиновьева. Из беседы с ведущим стало известно, что ей и сторонникам философа пришлось столкнуться с противодействием чиновников самого разного уровня. Так, она рассказала, что ей лично был составлен список лиц, которые изъявили желание войти в состав организационного комитета, и передан на рассмотрение и утверждение премьер-министру Мишустину. Спустя несколько дней, сказала Ольга Мироновна Зиновьева, она получила ответ с изрядно отредактированным списком, в котором фигурировали фамилии, которые отношения ко всемирно известному философу имели весьма опосредованное… Короче, как любил говорить великий русский полководец Суворов, "если ты не можешь предотвратить безобразие, нужно его возглавить." По словам вдовы А. А. Зиновьева, ей ничего не оставалось, как согласиться с новым списком из-за опасения элементарного саботирования президентского Указа…

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НЕОЖИДАННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

В декабре 1989-го года в мюнхенском доме, где проживал Александр Зиновьев с супругой, раздался телефонный звонок. Писатель в этот момент был в отъезде, и трубку сняла жена… На линии из Парижа был ведущий и создатель программы «Apostrophes» французского телеканала «France 2» Бернар Пиво, который просил передать Зиновьеву приглашение стать гостем очередной передачи. Ольга Мироновна знала, что формат передачи предполагает присутствие в студии оппонента, поэтому поинтересовалась, кто ещё будет присутствовать в программе.

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...1

– Борис Ельцин, – прозвучало с другого конца провода.

Не ожидавшая услышать эту фамилию, Ольга Мироновна переспросила, но ответ остался прежним. Звонивший журналист объяснил, что это желание помощников народного депутата СССР Ельцина, чья книга «Исповедь на заданную тему» должна вскоре поступить в продажу в Европе.

После непродолжительной паузы супруга Зиновьева сказала, что фигура депутата Ельцина слишком еж несопоставима для разговора с её мужем, назвав будущего первого президента России "провальной" для самой идеи теледебатов.

По воспоминанию вдовы философа, когда Александр Александрович узнал о возможной встрече с Ельциным, он долго смеялся: «Любопытно будет щёлкнуть по носу этого партийного функционера».

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...2

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОЛЬГИ ЗИНОВЬЕВОЙ О ПЕРЕДАЧЕ

Передача, которую просмотрело 37 миллионов жителей "старого света", тогда наделала много шума. Вот что рассказала о своих впечатлениях после просмотра программы Ольга Зиновьева:

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...3

– Это не был поединок. Это была большая политическая пощёчина Ельцину. У мыслителя уже было сформировано о нём достаточно полное представление. Как говорится, не надо выпивать всю бочку вина, чтобы оценить его вкус. Для публики, читающей, знающей и понимающей Зиновьева, это был праздник. Я только поражаюсь одному: гигантская толпа людей с Ельциным работала, а подготовить его, как следовало бы, к передаче так и не смогли. Он даже не владел лицом. Если ты оратор, трибун, то должен знать, что за тобой наблюдают миллионы (по телевидению) и есть специалисты, считывающие все эмоции. В общем, от Ельцина ничего не осталось, он был посрамлен и раздавлен. После этой передачи острые на язык французы стали называть Бориса Николаевича «Тартареном из Тараскона», намекая на хвастовство, бахвальство и геройство на словах».

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Ольга Мироновна убеждена, что именно после этих провальных для Ельцина теледебатов наметилось ещё более серьёзное противостояние философа и публициста, с одной стороны, и депутата и политика, с другой…

У Ельцина была тяжёлая память. Он сделал всё, чтобы в России о Зиновьеве осталось как можно меньше воспоминаний. И наше затянувшееся возвращение в страну в 1999 году как раз было повязано этой дуэлью. Зато после дебатов с Зиновьевым Ельцин больше никогда не выступал на публичных дискуссиях. Да и оппонентов-то таких не было! Кстати, я готова приехать в Екатеринбург, выступить в Ельцин — Центре и рассказать всё и об этой передаче, чтобы дать правдивое объяснение тому, почему этот центр именно такой.

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...4

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ИЗБРАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ А. А. ЗИНОВЬЕВА

"Борису Николаевичу везёт, что его выбросили из системы власти. Но, если он добьётся победы и встанет во главе государства, это будет, так сказать, его самым большим несчастьем – тогда он вынужден будет вести себя как политический деятель, как руководитель страны. Посмотрим, как тогда он поступит и что из этого получится".

"Он (Ельцин) хочет ускорить болезнь. То есть, приблизить страну к смерти. Только и всего. Все зависит от того, что считать нормальным состоянием коммунистического общества. Нормальным состоянием коммунизма является состояние, которое было при Сталине и при Брежневе. Горбачев ввергнул страну в кризис.".

"Наличие политических партий – это явление капиталистического общества. Ни в каком другом обществе этого явления нет. Вы можете допустить в Советском Союзе тысячу партий и все они выродятся в политические мафии, а не в партии. В структуре общества, в структуре народа нет никаких оснований для партий. О партиях можно поговорить, поскольку их нет, но создайте их и вы увидите, что из этого получится".

"Что вы думаете, запад хочет, чтобы советские люди жили роскошно, были сыты и т.д.? Ничего подобного. Западу нужно, чтобы Советский Союз развалился. Горбачёва похлопывают по плечу, и Ельцина похлопывают по плечу, поскольку думают, что они разваливают коммунистическое общество. Они говорят – действуй, Миша, мы тебе поаплодируем, — а они и рады стараться, понимаете. Много партий, парламент создадим! Бессмыслица всё это. Это всё игра на Запад".

"Пройдёт какое-то время, о брежневском времени будут вспоминать как о золотом веке советской истории. Вот что будет. Это я говорю как учёный. А все эти программы, множество партий, даже ещё социал-демократические партии… да есть люди, которые даже ещё не знают, что такое социал-демократы… Вспомните, коммунистическая партия в Советском Союзе была социал-демократической партией – да мало ли как всё это можно называть. Всё это кончится. И тогда Запад перестанет аплодировать Горбачёву. Но если Горбачёву и иже с ним удастся развалить советское общество, в конце века он будет назван Человеком века. Его назвали Человеком года, Человеком десятилетия, и он будет тогда Человеком века. Ни Ленин, ни Сталин – действительно личности эпохального масштаба – а ничтожный партийный аппаратчик Горбачёв станет Человеком века. Вот почему Запад ему аплодирует".

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...5

"Я был русский человек и остался им, и никогда не стану западным человеком. Когда меня выгнали из России, мне было 56 лет. Разве можно в 56 лет измениться и приспособиться к западным условиям жизни? Конечно, нет. Поэтому я оказался в некотором роде в безвоздушном пространстве. Я потерял Родину, Запад не стал мне родиной".

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ИЗБРАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Б. Н. ЕЛЬЦИНА

"…я считал, что всё-таки на этом поприще (членство в партии) – искренне тогда считал – на этом поприще больше я пользы могу принести обществу. По крайней мере, у меня не было таких мыслей, что, если коммунист, то по служебной лестнице пойдёшь быстрее, чем обычно. Нет, я тогда о карьере не думал".

"В то время он (Л. И. Брежнев) был уже не способен ни выделять, ни отбирать, ни различать хорошее от плохого…Он был совершенно индифферентен и не способен руководить государством. В то время, когда меня избирали первым секретарём обкома. Я к нему приходил с какой-то, допустим, бумагой, чтобы для области решить вопрос, я ему диктовал резолюцию, чтобы он написал её, каждое слово. И вот каждое слово, которое я диктовал, он записывал. Потом я ему говорю – сейчас распишитесь – он расписывался. Сейчас поставьте число – он ставил число. Сейчас вызовите секретаря – он вызывает секретаря".

"Когда я стал в составе Политбюро – два там с лишним года – я убедился, насколько это безнравственно . Особенно по отношению к своему народу, когда 48 миллионов человек живут ниже черты бедности. И эта царская роскошь членов, кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК просто поражает. Ну и, кроме того, Политбюро, председательствующий представлял так, что каждый должен только выслушивать его монологи, поддакивать и т.д. И вдруг нашелся человек ( Ельцин о себе), который возражает, говорит против, говорит «я не согласен».

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...6

"…я от последней привилегии отказался как раз перед отъездом сюда – от служебной личной машины – "Волги" – это последнее, что меня связывало. Письменно написал в Верховный Совет СССР. К сожалению, никто действительно примеру не последовал, хотя от привилегий я отказался больше года тому назад. И семье приходится довольно тяжело, поскольку привычка есть привычка".

"…если Горбачев едет, то 200 человек охраны. Это что – необходимость? Необходимость иметь четыре дачи? И их построить за четыре года перестройки? Вот где нравственное начало. Человек, который руководит государством, должен быть чист. А у него излишества, роскоши, да ещё не за свои деньги, не заработанные, а за деньги народа построенные – это безнравственно. Поэтому буду я там кем-то или нет, всё равно позиция моя будет такая же. Мало того, я в программе написал, вот сейчас, при выборах в России, что, если действительно так сложится судьба, то одним из первых законов Российской Федерации будет ликвидация этих привилегий – привилегий излишних, незаконных".

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...7

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ФИЛОСОФ И ПОЛИТИКАН — ПОПУЛИСТ

Конечно, полная картина теледебатов между А. Зиновьевым и Б. Ельциным может предстать перед нами после просмотра всей программы, ведь за полтора часа, что она длится, были подняты разные темы… Однако даже из приведённых выше отрывков из выступлений участников программы действительно видна разница их масштабов: каждое слово философа Зиновьева пронизано глубиной анализа и целостным пониманием ситуации в СССР накануне его распада… Его отношение к происходящему в стране — это отношение настоящего гражданина и патриота, обеспокоенного за судьбу Родины в её исторической перспективе. И размышляет он о вещах важных и глубинных, выражая тревогу по поводу того, что к власти в Советском Союзе прорвались недалёкие по сути, критиканы — временщики, чья задача состоит исключительно в желании понравиться Западу…

На фоне серьёзного мыслителя Зиновьева депутат Ельцин, приехавший на "смотрины" и сосредоточившийся исключительно на своей персоне, выглядит весьма и весьма неубедительно.. Очернить в глазах западных обывателей партию и её руководство — свойство настоящего властного и мстительного корыстолюбца, что с полной силой в Ельцине проявится на посту первого Президента России… Ну а его пафосные речи относительно привилегий, как покажет уже недалёкое время — лицемерие, помноженное на самолюбование: "Нашёлся человек, который возражает, говорит против, говорит «я не согласен».

А чего стоят его "тревоги" за судьбы 48 миллионов человек, которые живут ниже черты бедности!

9 марта 1990 года... Теледебаты депутата Ельцина и философа Зиновьева на французском ТВ...8

ЭПИЛОГ

  • Полемика на французском ТВ между философом А. Зиновьевым и политиком Б. Ельциным состоялась 9 марта 1990 года, за полтора года до распада Советского Союза…
  • Когда началось противостояние «демократов» с «красно-коричневыми», Александр Зиновьев, прошедший за свою жизнь непростым путём мыслителя, встал на позицию защитников советской системы. Именно советский период он рассматривал как вершину российской истории.
  • Поражение ГКЧП А. Зиновьев назвал "исторической трагедией" и резко негативно оценил распад СССР. О первом Президенте России Ельцине и российских "реформаторах" он неоднократно отзывался крайне уничижительно, используя весьма резкие выражения («идиоты», «подонки», «кретины», «ельциноиды»). Более того, за антигосударственную "деятельность" "прорабов перестройки" и могильщиков СССР требовал применить к ним самые решительные меры наказания.
  • Ещё в 1992 году А. Зиновьев высказал сомнение относительно самой возможности успехов в проведении российских либеральных реформ. Он был убеждён, что их последствия будут катастрофическими и для страны, и для народа… Тогда же Зиновьев бросил вызов всем "антисталинистам", назвав "вождя народов" Сталина "единственным великим политиком в истории России".
  • Александр Зиновьев неоднократно утверждал, что России, как бы того ни хотели "наши" прозападные политики, никогда не стать западной страной. Философ, публицист и гражданин, нисколько не стесняясь, называл российский режим «колониальной демократией» , руководителей — «предателями и коллаборационистами», а навязываемая России "западнизация" расценивалась им как особая современная форма колонизации, нацеленной на разгром и распад России в интересах "цивилизованного" Запада…
  • Не идеализируя общественно-политические взгляды Александра Александровича Зиновьева, хочу сказать, что вызывает огромное сожаление то, что долгие годы его позиция русского патриота и глубокого философа-гражданина не доходила до советских, а потом и российских граждан!

P.S. С каждым годом всё сильнее и сильнее становятся чувства удивления и недоумения — КАК ТАКИЕ ПЕРСОНЫ, КАК ГОРБАЧЁВ И ЕЛЬЦИН СМОГЛИ ЗАТУМАНИТЬ В СВОЁ ВРЕМЯ НАМ ГОЛОВЫ И БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМИ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ И МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ СТРАНЫ?

  • Дорогие мои читатели и соотечественники! Благодарю всех вас за терпение и за ваше уделённое время! Будьте здоровы и думайте только о хорошем! Прорвёмся!
Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек