Войны закрытого неба. Как решение Европейского Союза закрыть небо для России возвращается огромным «бумерангом»

Войны закрытого неба. Как решение Европейского Союза закрыть небо для России возвращается огромным «бумерангом»

Есть такое устойчивое выражение — «торговать воздухом». В классической трактовке, оно значит заниматься продажей чего-то несуществующего. Но на самом деле, торговля суверенным воздухом над страной, особенно если страна достаточно большая, дело не просто выгодное, но и стратегически важное.

В предпоследний день февраля текущего года Европейский Союз наглухо запечатал своё воздушное пространство для любой российской авиации. По этому поводу состоялось несколько деловитых пресс-конференций целого ряда евробюрократов, которые строгим и назидательным, как у них это водится, тоном заявили, что это будет серьёзнейшим наказанием для россиян, которых отлучили от возможности пролёта над «цветущем европейским садом» (по Жозепу Боррелю).

Очевидно, что коллективу комиссаров Евросоюза географию в их учебных заведениях преподавали не очень хорошо, а может быть даже глобус не показывали никогда. Ведь и простой взгляд на физическую карту мира мог бы им хотя бы намекнуть, что ответные меры, в виде закрытого для европейских компаний неба России, могут обернуться таким бумерангом, от которого потом станет нестерпимо больно самим европейцам. И это «потом» наступило довольно скоро.

Нет, евробюрократы могли бы и дальше продолжать играть в непоколебимую решимость, но взбунтовались авиаперевозчики. Первой запросила пощады довольно популярная у молодых граждан ЕС, да и у многих россиян, финская авиакомпания Finnair, чьи рейсы как раз из-за возможности летать кратчайшими маршрутами по российскому небу, давали ей приличное конкурентное преимущество. Любили её и европейцы, и некоторые питерские граждане, многие годы «гонявшие в Финку на выходные».

Но вот это милое сожительство было порушено безжалостной рукой нынешней финской политической элиты. Она вообще на удивление легко сжигает торговые мосты, десятилетиями приносившие финским производителям и компаниям гигантскую часть их доходов. Теперь никаких преференций нет, россиян, любящих финский сервис тоже, и руководству главной авиакомпании Суоми стало совсем грустно. Очень скоро выяснилось, что не им одним.

В принципе, ситуация мало отличалась от того, что происходило в энергетическом секторе. Там был дешевый российский газ, здесь — бюджетные полётные коридоры по кратчайшим маршрутам. В конце-концов и то, и другое само упало в руки азиатских компаний.

Особенно радовались авиагиганты с Ближнего Востока, которые уже давно теснят с рынка слабеющих европейцев. Они российское небо, как и углеводороды, продолжают активно использовать и имеют от этого большой профит перед принявшими горделивую позу европейцами. Но, как говорится, понты понтами, а кушать тоже хочется. Азиаты оказались в настолько выигрышном положении, что не выдержали нервы даже у генерального директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уильяма Уолша, который помнится ещё перед началом всей этой глупейшей затеи Брюсселя, был одним из инициаторов закрытия воздушного пространства ЕС.

“Мы должны пересмотреть взгляд на возобновление российского воздушного пространства. С идеологической точки зрения, мы должны стремиться вновь открыть воздушное пространство России, чтобы сделать его доступным для всех авиакомпаний для транзита через традиционные сибирские рейсы, чтобы Европа могла добраться до Азии наиболее эффективным способом”.

Должны-то вы конечно должны, дорогой мистер Уолш. Только вот вопрос, за чей счёт банкет? Нет, грех жаловаться, в последний докоронный год Россия собрала рекордную сумму за пролёты иностранных компаний. Около двух миллиардов долларов, согласно официальной статистики Но сейчас это уже вопрос принципа. Тем более, есть для этого и обходные маневры. Думается, скоро в Азии откроется несколько новых фирм-перевозчиков, за которыми наверняка будут тайно стоять крупнейшие авиакомпании Старого Света.

Кстати, британцы уже пытались на G-7 протолкнуть идею о налоге с компаний, использующих российское воздушное пространство. Но сама по себе мысль о «налоге на воздух» звучит настолько по-идиотски, что покуда смелую инициативу к реализации не приняли. Хотя ничего нельзя гарантировать. А сейчас «Финнэйр» может стать первой ласточкой, следом за которой полетят в банкротные тартарары и другие некогда успешные западные компании. А скоро снимут санитарные ограничения с китайских компаний и после этого европейским перевозчикам придется совсем туго.

Что будем искать? Например,Человек