Как пролюбить все полимеры, потерять таланты, развалить отрасль, а потом требовать деньги на её «суверенитизацию»

Начнём неделю с прохладных историй. Очередные «государственные мужи» требуют очередные миллиарды от государства, обещая сделать всем очень хорошо, но когда-нибудь потом. Разумеется, в той отрасли, в которой государственные компании успеха не имеют. А тут ещё и смак в том, что эта индустрия у нас могла развиться, но чиновники были заинтересованы в том, чтобы выкачивать деньги, но не развивать. Поэтому всё задушили.

Игровая индустрия вам, скорее всего, не близка. Но я убрал из неё все несущественные детали. Получившийся сюжет напоминает идеальный сценарий для практически любой индустрии в России за последние 20-30 лет. Попробуйте проверить себя — в каких ещё известных вам отраслях жизни произошло тоже самое?

Итак. полтора десятилетия назад был рассвет игровой индустрии в России. Этому способствовали три фактора:

  1. Сильная математическая школа из СССР, благодаря которой у нас было много хороших программистов-самоучек.
  2. Обилие энтузиастов, которые не только обожали игры, но и сами пытались их делать/менять. Абсолютно самостоятельно, никак не взаимодействуя с государством. Часто пиратскими инструментами работая с пиратскими копиями.
  3. Открытость границ и связей. В Россию приходили западные компании со своими проектами и бюджетами, находили здесь и потенциальный рынок, и потенциально отличные рабочие коллективы, в которые было выгодно вложиться.

У наших студий были и собственные успешные проекты, которых тепло приняли даже на мировой сцене. Им отдавали на развитие свои проекты западные студии и из этого получались весьма достойные продолжения. Плюс всё больше процессов разработки переносилось в Россию, как в удалённую студию разработки. Короче, мы могли стать священной землей для разработчиков игр.

И знаете, что эта индустрия просила от государства? НИ-ЧЕ-ГО. Ни дотаций, ни особой поддержки, ни госкорпораций. Ничего, только не лезьте, пожалуйста.

Была единственная просьба — уменьшить ставку налогов. Потому что уже тогда было очевидно — айтишники разом и золото будущего, и очень мобильный ресурс. Легко уезжают. А есть много юрисдикций, где игровые студии платят гораздо меньше налогов.

Какой был ответ от «государевых мужей»? Правильно! Не нефть, не оружие, не силовики, не электорат «Единой России»… зачем в это вкладываться? Зачем что-то делать? Пусть платят по полной!

Реакция разработчиков абсолютно очевидна — конторы начали переезжать на Кипр, переставая платить налоги в России. Причём большая часть программистов остались у нас в стране, но работали в чёрную. Так жадные чиновники выдавали большую часть индустрии из страны, потеряли налоги в бюджет и перевели часть граждан в статус нелегалов, лишив их соцгарантий.

Дальше во всем мире начался взрывной рост игровой индустрии. Туда пришли бюджеты, которые превосходили даже американские блокбастеры. Индустрия развлечений стала не только пирогом на десятки, а то и сотни миллиардов долларов, но и мощной площадкой для продвижения идей. Плюс генератором запроса на высококвалифицированные кадры и прогресс на технические решения.

А в каком положении оказались российские студии?

Они зарегистрированы на Кипре, они вынуждены конкурировать с мировыми студиями, у которых огромные бюджеты или просто с сотнями студий поменьше. У них нет стабильности (см. зону регистрации) и каких-то гарантий, чтобы привлечь финансирование. У инвесторов нет уверенности, что за этими студиями стоят какие-то гарантии или поддержка (крупный капитал или государство).

Крупные ААА-проекты? Нет денег. Среднячки? Слишком большая конкуренция, нужны творческие идеи и попасть "в рынок", вложений много с риском получить ничего.

Что остаётся нашим студиям? Правильно! Мобильные игрушки, где натурально доят людей под видом необязательной монетизации, но с кучей ловких психологических трюков, которые на траты разводят. Потому что…

В итоге российские разработчки были вынуждены работать над безликими клонами мобильных донатных помоек, не зарабатывая ни имени, ни опыта. Не появлялись сильные бренды связанные с Россией, не было студий с многолетним финансированием и игровых тайтлов, которые бы привлекали внимание игроков со всего мира к нашей стране.

В этом году все оставшиеся студии легко переместили своих сотрудников из России в другие страны. Потому что делать мобильную доилку можно и из Грузии, и из Турции, и с Кипра.

Зато чиновники теперь создают госкорпорацию «Росгейм», куда планируют влить из бюджета десятки миллиардов рублей, чтобы создать новые игровые студии, которые до 2030 года выпустят 25 новых видеоигр. Нееет, конечно же не Роснано. В этот раз всё будет очень «технологически суверенно». Нужно только дать денег и подождать.

Ну как, дорогие читатели? Знакомая история? Поделитесь в комментариях.

Поддержать работу автора трудовым рублём можно тутъ.

Подписаться на регулярные донаты через Boosty

В России будет хорошо — телеграм-канал. Короткие новости, высказывания, статьи о политике, мат и горение.

Волосатая семья — я, котики, мемы и ламповая атмосфера. Тут баню всех, кто не нравится мне или моим друзьям.

Резервный канал

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек