Как поссорились «Роснефть» и «Транснефть». Какой пирог делят «уважаемые люди»? Автор канала ВНЕЗАПНО на стороне Сечина.

Пока готовлю статью про состояние рынка российской нефти, наткнулся на интересный слух. Не люблю и не особо доверяют всем этим «сливам», «утечкам» и т. д. Если они реальные, то почти всегда это контролируемые вбросы для работы с общественным мнением. Если фейк (что чаще всего), то нечего обсуждать.

Яркий пример — недавнее предложение о реформе армии.

Сколько бы не утверждали в некоторых СМИ или отдельные блогеры, что «Кремль течёт информацией со всех сторон», про нечто столь масштабное и новое никто ничего заранее не знал. Зато постоянно публикуют якобы утечки про текущие события (которые можно просто предполагать) или про значительные, но в будущем (до наступления которого все или забудут, или можно будет сказать, что ситуация поменялась).

Короче, о чём речь сейчас. Якобы утекло в сеть якобы письмо Сечина о том, что его и остальных бедных несчастных нефтяников обижают. Ладно, если ерничанье оставить в стороне, то написаны реально содержательные вещи.

Раз. Речь про экспорт нефти по трубопроводам. Доля группы «Транснефть» в транспортировке российской нефти составила 82,4% от общего объема добычи. Новый закон «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты» создаёт для этой компании режим «наибольшего благоприятствования» и фактически делает рынок экспорта нефти монопольным на законодательном уровне для этой компании, исключая возможность появления новых участников.

Два. Новые правила позволяют «Транснефти» давить на грузоотправителей и повышать тарифы гораздо выше, чем это позволяется правилами по регулированию монополий. Это будет делаться через перекладывание всех инфраструктурных затрат напрямую на грузоотправителей причём непрозрачным методом без каких-либо механизмов контроля.

То есть «Транснефть» просто будет объявлять, что потратила на строительство/развитие трубопроводов некоторые суммы, и ей обязаны это компенсировать. А значит тарифы вырастут на столько, на сколько госмонополия прикажет.

При этом они полностью освобождены от любых бизнес-рисков. Теперь «Транснефть» будет строить новые трубопроводы только по заказу от грузоотправителей. А если они не смогут эти трубы загрузить (например, российское правительство поссорится со страной, куда этот маршрут проложен), то нефтяники обязаны будут всё равно платить «Транснефти». Не нравится — заказывайте маршрут у другого экспортного трубопровода. Ах да, их же нет по закону. Классный бизнес, правда?

Три. Сечин обращает внимание на увеличение рисков в области пожарной, экологической и промышленной безопасности. Тут я не в курсе, но готов поверить на слово. Как себя ведёт госмонополия в отсутствии каких-либо сдерживающих механизмов, мы видим на примере «Норникеля», например.

Вывод

Обсуждение и текст законопроекта находятся вне публичного поля. Раз это решили вытащить на глаза широкой общественности, Сечин со своей командой проигрывают в делёжке сжимающегося пирога другой госмонополии, которая, видимо, оказалась ближе к ушам Солнцеликого. Поэтому пытаются хотя бы общественным возмущением склонить весы в свою сторону.

Вне зависимости от моего отношения к Сечину, я тоже против образования очередной госмонополии. Ситуация на рынке и так тяжёлая, а это развалит всё окончательно. Окончательное оформление кормушки сожрёт не только любые возможности для развития, но и выдоит российскую нефтянку под ноль. А им и так очень тяжко придётся в ближайшие годы. Но об этом завтра.

Поддержать работу автора трудовым рублём можно тутъ.

Подписаться на регулярные донаты через Boosty

В России будет хорошо — телеграм-канал. Короткие новости, высказывания, статьи о политике, мат и горение.

Волосатая семья — я, котики, мемы и ламповая атмосфера. Тут баню всех, кто не нравится мне или моим друзьям.

Резервный канал

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек