"Секретный" доклад Хрущёва на ХХ съезде КПСС и последующее в 1962-ом году решение о выносе тела Сталина из Мавзолея не только возмутили Любовь Орлову, но и заставили всерьёз задуматься о работе над воспоминаниями об Иосифе Виссарионовиче, о своих отношениях с Вождём, чьё имя и служение Советскому Союзу его ещё недавнее окружение всячески пыталось очернить и опорочить. На страницах своих мемуаров, которые во время разоблачения "культа личности Сталина" не могли быть опубликованы, она решила восстановить справедливость и рассказать читателям о мудрости и простоте Сталина. Работая над воспоминаниями, легендарная советская актриса надеялась, что справедливость восторжествует, имени Сталина вернут его величие, а предателям "отца народов" будет воздано по заслугам…
Свои воспоминания Любовь Петровна Орлова устремила в будущее и писала их для потомков, для грядущих поколений, которым предстоит разгрести горы мусора, наваленные противниками Сталина…
Летом 1974-го года врачи диагностировали у любимицы советских людей неизлечимую болезнь. Узнав, что ей отпущено всего пара лет, великая актриса передала свои дневниковые записи одному знакомому сотруднику посольства Китайской Народной Республики.
«Мы были знакомы с Орловой. "Я знаю, как в Китае относятся к памяти великих вождей, — сказала Орлова, — и потому доверяю Вам самое ценное, что есть у меня". Я посоветовался с моим начальством, запрос был сделан в Пекин, и после одобрения… я принял у Орловой четыре тетради», — такие строки в предисловии к книге написал китайский дипломат по фамилии Чжан.
- Воспоминания великой советской актрисы, которая с гордостью носила и звание Народной артистки КНР, были выпущены в 1975 году издательством Пекинского университета. Тираж составил всего 1 200 экземпляров, а сама книга имела гриф секретности и предназначалась лишь для узкого круга специалистов и научных работников. Считается, что оригинальная рукопись уже утрачена безвозвратно.
Свои дневниковые записи Любовь Петровна Орлова начала в ноябре 1961-го года… Она понимала: это всё что она могла сделать в борьбе с "хрущёвцами", поливающими имя великого Сталина помоями, что её записки никто не опубликует…
"Сегодня я поняла, что должна написать о том, что было. Не для публикации, для себя. Все равно больше я ничего не могу".Любовь Орлова призналась, что очень верит в то, что "справедливость восторжествует, и отношение к Сталину с клеветнического изменится на правильное, на то, которого заслуживает Сталин".
"Пишу с тяжёлым сердцем. «Слезы — на глазах, камень — на душе», — говорила в таких случаях мама. Слез действительно много, надо взять себя в руки, иначе дела не сделаю, только проплачу зря. Слезы всегда напрасны, потому что горю ими не помочь. Облегчения они тоже не приносят. С детства знаю, что во всех тяжелых ситуациях есть только один правильный выход. Надо стиснуть зубы и действовать, делать дело. Работа помогает побороть беду. Хотя бы тем, что отвлекает от тяжелых дум и внушает уверенность. Пока я жива, пока я могу что-то делать, моя жизнь продолжается. Стиснуть зубы и действовать. Так — и только так. Делать то, что можешь".
Актриса с горестью и разочарованием признаёт, что масштабную кампанию по дискредитации Сталина начали те самые подхалимы, которые рядом с ним выглядели карикатурными подхалимами, которых надо остановить.
"Что я могу?" — задаётся вопросом Орлова. "Я бы поставила Ему памятник, только кто же мне даст это сделать? Подлые, подлые люди!.. Тысячу раз написать это слово, всё равно будет мало для выражения их подлости. Всех ругательств мира недостаточно для того, чтобы выразить моё мнение о них, негодяях, предавших своего Вождя! Кем бы они были без Него".
Негодованию Любови Орловой нет предела. Вероломство тех, кто сносит памятники Сталину, кто пытается вымарать его имя из памяти советских людей, равносильно предательству и вызывают в душе актрисы отвращение:
"Когда Сталин был жив, не знали, как подольститься, пресмыкались перед ним, раболепствовали. А сейчас – торжествуют! Пытаются одолеть покойника после смерти. Подло и мерзко! Начали с осуждения, которому ханжески придали вид «секретного». Закрытый доклад! Это же смешно! Или нарочно так сделано, ведь все секреты распространяются у нас молниеносно. Опорочили, убрали памятники, постарались стереть имя отовсюду, где только возможно. Но этого им оказалось мало. Они боятся Его даже мертвого, иначе бы не вынесли из Мавзолея. Тайком!"
Любовь Орлова часто встречалась со Сталиным, которого считала настоящим гением, и всякий раз она поражалась его удивительным человеческим складом, в котором гармонично уживались простота и величие, доброта, искренность и способность воздействовать на людей.
"Самая большая загадка, которая так и осталась для меня загадкой, – это необыкновенное сочетание в Сталине неимоверного величия с душевной человеческой искренностью, простотой. Больше никогда не встречались мне люди, которые были и просты, и величественны одновременно… Он был прост в общении, нисколько не рисовался, но все сразу же видели в нем Вождя. Огромная сила исходила от Него, но эта сила не угнетала, не давила, а, наоборот, вдохновляла, окрыляла, побуждала делать что-то хорошее, побуждала к свершениям. Такие рождаются редко, раз в сто лет, а то и реже. И при всех своих величайших (не побоюсь этого слова) достоинствах Сталин был исключительно, удивительно скромен.
По мнению Орловой, злополучный "культ личности" Сталина на протяжении многих лет создавали именно те, кто объявил ярую борьбу с ним и его последствиями. Скромность Сталина подтверждают многие факты и документы: Иосиф Виссарионович не разделял стремления тех, кто пытался ещё при его жизни превратить его в "золотой памятник", кто в порыве верноподданичества называл его именем заводы и улицы, кто предлагал писать о вожде книги для детей…
"Культ, о котором нынче столько говорят, создавал не Он, а разные подхалимы. Об этом случае, произошедшем в Челябинске на тракторном заводе имени Сталина, я часто вспоминаю и много рассказываю. После концерта рабочие завода пообещали мне увеличить выработку поршневых колец к следующей нашей встрече, которая должна была состояться очень скоро. Рабочие сдержали свое обещание и в память об этом подарили мне поршневое кольцо с надписью. Вернувшись в Москву, я показала это кольцо Сталину. Ему очень понравился такой подарок. Остроумная и очень правильная идея. Сталин внимательно прочел надпись на кольце и задумался.
"Государственный подход у челябинских товарищей, – сказал Сталин и осторожно, словно боясь разбить, положил кольцо на стол. – Молодцы. Так и должны поступать советские люди. Артистке Орловой приятно, коллективу завода приятно, мне приятно знать, что есть в Челябинске такие люди, и ещё государству польза. Наверное, надо запретить дарить артистам цветы? Пусть лучше такие подарки дарят…" Я улыбнулась, понимая, что Сталин шутит.
"Оставим цветы в покое, – продолжил Сталин после небольшой паузы. – Без цветов не обойтись, они создают праздничное настроение. Но почин хороший, надо распространять".
Кто директор на Челябинском тракторном? Он назвал фамилию. Я снова поразилась феноменальной памяти Сталина. Так все помнить!
Вместо запланированных 12 000 таких колец рабочие завода изготовили 12 314 единиц изделий. Одно из таких колец рабочие подарили Любови Орловой в заключение ее концерта на заводе. На нем была выгравирована надпись: "Нам песня строить и жить помогает… Она, как друг, и зовет, и ведет… Артистке Л. П. Орловой от стахановцев отделения поршневых колец литейного цеха Челябинского тракторного завода им. Сталина. 12 314 штук — рекорд после вашего концерта".
"Кем пытаются выставить Сталина некоторые «современники»? Откуда-то взялся образ, в котором собраны едва ли не все людские пороки? Придумано выражение «культ личности». Появилось множество клеветников… Обнаглевшая бездарь (не помню уже, кто это сказал, но выражение точное). Им бы задуматься об отсутствии таланта, а они всё валят на Сталина!"
В своих мемуарах Любовь Петровна Орлова с негодованием говорит о тех, кто несколько лет назад боготворили Сталина, кто не скупился на комплименты и хвалебные панегирики, а сегодня в своих бедах и неудачах обвиняют его.
"Сталин помешал им состояться, реализовать себя! Как бы не так! Порой не могу сдерживать себя. Знаю, что меня не поймут, что станут перешёптываться за моей спиной, но тем не менее не могу не сказать то, что думаю, не могу не осадить клеветника. Вот и сегодня в театре после собрания, услышав, как В. (Возможно, что В. – это В. П. Марецкая) разглагольствует о «культе личности» и своих «страданиях», я со всем ехидством, которое только смогла выжать из себя, поинтересовалась, что именно она имеет в виду под «страданиями»? Четыре Сталинские премии? Три ордена? Звание народной артистки?"
Сталин умел работать с людьми, и к каждому умел найти подход. Ему одинаково удавалось общение и с научными работниками, и с военными, и с творческой интеллигенцией. Иосиф Виссарионович высоко ценил профессионализм людей, он, по мнению актрисы, придавал огромное внимание тому, чтобы все советские люди осознавали единство и общность в деле построения социализма:
"Беседуя со мной, Сталин не раз упоминал о том, что о каждом человеке следует судить по его делам. Это и есть материалистический подход, свойственный всем коммунистам. Г. В. (второй муж Любови Орловой Г. В. Александров), часто вспоминает, как в 1928 году Сталин напутствовал их троицу перед отъездом в Америку. Перед тем как уезжать за границу, Сталин посоветовал совершить поездку по Советскому Союзу, посетить великие стройки той поры, побывать на полях, в том числе и на целинных, которые только-только начали осваивать. Увидеть, понять, прочувствовать, чем дышит, как живет Советская страна, чтобы там, за границей, иметь возможность сравнивать. Не только по делам меряется человек, но и по его отношению к людям, особенно к тем, кто от него зависит или ему подчиняется".
В своих воспоминаниях о Сталине как руководителе страны Любовь Петровна Орлова отмечала, что искусство должно отвечать интересам советских людей, должно быть наполнено советскими смыслами:
"Говоря об искусстве, Сталин непременно подчеркивал, что искусство должно быть классовым, партийным, марксистско-ленинским. Искусство вне партийности для Сталина не существовало. Он искренне удивлялся и искренне негодовал, когда становился свидетелем иного подхода".
По признанию актрисы, Сталин постоянно удивлял её своим отношениям к людям. Несмотря на то что он занимал самый высокий государственный пост и отвечал за судьбу всей страны, он никогда не демонстрировал своё превосходство:
"Сталин всегда был вежлив с людьми. Со всеми без исключения, от ближайших соратников, маршалов, наркомов до горничных и водителей. Резок (но не груб, не стоит путать резкость с грубостью!) Сталин становился только с теми, кто не оправдывал его доверия или докучал ему просьбами личного характера".
"Сталин сам был скромен и ценил скромность в других. "Любое руководство – дело коллективное, – не раз повторял Сталин. – Все заслуги и свершения не единоличны, они принадлежат коллективу, а не одному человеку. Единоличными бывают только промахи и ошибки".
"Скромность была одним из основных качеств Сталина. Всё в его обиходе было просто – простая одежда, простая мебель, простая еда. Но и в этой простоте ощущалось свойственное Сталину величие. Истинное величие не нуждается в подчёркивании. Простота служит для него лучшим фоном".
- В качестве доказательства слов Любови Орловой о непритязательности и простоте в быту приведу фото списка имущества Иосифа Виссарионовича, который был составлен сразу же после его смерти. Весь процесс описи составил менее двух часов.
Современники Сталина и люди, хорошо его знавшие, не раз отмечали его удивительную работоспособность: он успевал работать и с документами государственной важности, знакомиться с советскими газетами и журналами, внимательно следил за происходящими событиями в науке и культуре. Сталин действительно был человеком дела! Вот как написала об этой способности вождя Любовь Орлова в своих дневниках:
"О делах Сталин думал всегда. Полного отдыха не знал. Бывало, во время нашего разговора брал карандаш и бумагу и быстро записывал пришедшую в этот момент мысль. Чувствовалось, что ум Сталина всегда был чем-то занят. Он мог одновременно обсуждать одно и думать о другом. Необычный, великий человек".
Актриса в своих мемуарах отмечает и ещё одну важную способность Иосифа Виссарионовича. Как лидер великой державы он всегда смотрел только вперёд — об этом красноречиво говорят все те успехи и свершения советского народа в годы правления Сталина:
"О прошлом Сталин говорил гораздо меньше, несравнимо меньше, нежели о будущем. Он смотрел вперёд, как и положено Вождю. Слишком уж огромного, необъятного масштаба личность. С кем ни сравнить Сталина, сравнение неизменно будет в Его пользу. Что бы сейчас ни говорили некоторые…"