Листая учебник «Великого историка»

Не секрет, что советское образование считалось – на протяжении десятилетий – одним из самых сильных, системных и квалифицированных в мире. Но те благословенные времена уже давно остались в прошлом. После развала СССР, с российским образованием (впрочем, как и со всей страной), начали происходить странные и печальные метаморфозы. Куда-то не туда потянуло наших «чиновников от образования». Вернее, непосредственно на Запад обратили они своё пристальное внимание. То бишь, начали нервно перестраивать все образовательные процессы, ориентируясь сугубо на западные методички и кальки. Как результат – сплошные разброд и шатания в отечественной педагогической среде, сопровождаемые чуть ли не ежегодной сменой учебных программ…

Не обошла стороной эта негативная тенденция и Историю (как учебную дисциплину): чуть ли не каждый год выходили новые учебники, иногда и по 2-3 за год. Причём, все они более чем существенно отличались друг от друга: как содержанием изложенного материала, так и выводами – относительно ключевых исторических событий (особенно событий, произошедших в XX веке). Учителя, просто-напросто, хватались за головы… Потом о существовании данной проблемы узнал Владимир Путин и, соответственно, дал команду – на создание «единого» учебника Истории. В том плане, что несколько «единых» учебников – для каждой возрастной группы школьников свой… Это дело было поручено Владимиру Мединскому, бывшему Министру культуры РФ. Тот браво «взял под козырёк» и клятвенно заверил, что всё будет сделано в кратчайшие сроки и с учётом всех пожеланий…

И, вот, свершилось: держу в своих руках новый и «единый» учебник по Истории современной России. Это мои внук и внучка (близняшки), которые в грядущем сентябре пойдут в выпускной класс, принесли его мне на просмотр. Толстенькая такая книженция, весомая, аж на 448 страниц. И обложка красочная: на голубом фоне угадывается Крымский мост, на ближнем плане юноша с девушкой запускают ракету (макет?), а рядом с ними другая девушка наблюдает за кем-то в телескоп. На обложке текст: «В.Р. Мединский, А.В. Торкунов, История России, 1945 год – начало XXI века, 11-ый класс, базовый уровень».

Где-то за час с хвостиком я просмотрел содержание данного учебного пособия. Сразу могу сказать: ожидал гораздо худшего… Начинается всё с высказывания графа Сергея Семёновича Уварова, Министра народного просвещения Российской Империи: — «В народном образовании преподавание Истории есть дело Государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои…». Кто бы спорил? Идём дальше… Раздел первый учебника посвящён восстановлению Советского Союза после окончания ВОВ. Придраться практически не к чему. Сказано и про беззаветный героизм советского народа. И про «поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники». И про «массовый выпуск» холодильников, тракторов и автомобилей подробно расписано. Рассказано и про рост зарплат, про охват пожилого населения пенсиями и про массовое строительство бесплатного жилья. И про Целину, и про освоение Космоса. Да и советских лидеров – Сталина, Хрущёва и Брежнева – никто, образно выражаясь, в дёгте с перьями не вываливал…

Период же после 1985 года «раскрыт» откровенно-однобоко. Оказывается, что во всём и вся виноват Михаил Горбачёв и затеянная им Перестройка, мол: «Политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР… Горбачёв не располагал никаким четким планом действий и плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы…». Короче говоря, (по мнению Владимира Мединского), Горбачёв (лично) развалил страну и довёл российский народ до полного обнищания. А ему на смену пришёл Ельцин и привёл с собой команду молодых экономистов. Ситуация в стране была сложная и они (с перепугу?), начали проводить одну либеральную реформу за другой… Народ сперва к этим либеральным преобразованиям (по Мединскому), относился с верой и надеждой. Но жить легче и лучше не становилось. А после государственного дефолта 1998 года, россияне окончательно разочаровались в либеральных экономических ценностях и стали ждать перемен. И тут пришёл Путин…

Следующий раздел, мягко говоря, крайне двоякий. Периоду с 2000 по 2014 год уделено крайне мало внимания. Мол, пришёл Путин, раздал внешние долги, замирился с Чеченской Республикой, «поднял Россию с колен» и сказал знаменитую Мюнхенскую речь. Всё очень коротенько и сжато… Зато, начиная с 2014 года, всё-всё описывается очень и очень подробно. Как Крым «стал наш». Почему он «стал наш». Про западные экономические санкции. Про супер-пупер Программу «Импортозамещение». Про причины начала СВО. Про вторую волну западных экономических санкций, которые – в конечном итоге – «делают нашу страну только сильней». Про ход проведения СВО. Про построение многополярного мира. И так далее. И очень подробно…

Резюмирую. Период с 2000 по 2014 год весьма важен в современной российской Истории. Именно тогда были закрыты тысячи фабрик/заводов и прекратили своё существование тысячи совхозов/колхозов. Именно тогда российскую землю начали массово раздавать в частные руки. Именно тогда начало стремительно увеличиваться количество отечественных долларовых миллиардеров. Именно тогда в Россию пришли тысячи офшорных компаний. И так далее. И тому подобное… Но именно этот период господин Мединский решил подробно не рассматривать, ограничившись несколькими страничками текста. Лицемерие это, однако…

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек