Давайте начнём неделю с хороших новостей про успехи отечественных компаний в современных технологиях. Порадуемся за развитие электротранспорта в России, но (всё-таки) задумаемся о грядущих проблемах и опасностях.
Российский оператор электродвижения и сети зарядных станций Hyper успешно привлек 127 млн рублей от частных инвесторов. Это молодая компания, но уже смогли реализовать проект по развитию сервиса электротакси для жителей Нижнего Новогорода, а сейчас договариваются о создании экосистемы для электротранспорта в Свердловской области.
Электродвигатели — это вообще удивительный пример современной технологии, которая более доступна, чем предыдущее поколение!
Например, Китай не смог вывести на мировой рынок ДВС-автомобиль, который мог бы конкурировать со старыми брендами. Зато производит уже МИЛЛИОНЫ электрокаров, которые, судя по отзывам, вполне себе конкурентноспособны к западным брендам.
Про российский автопром лучше трагично промолчим. Однако, у нас немало заводов смогли наладить производство электродвигателей. Более того, московский парк электробусов вполне может соревноваться за топ-3 лучших в мире.
Хотя, конечно, где Москва, а где Россия. Главная проблема развития электротранспорта в России — это даже не холода или расстояния. Первое решается небольшим дизельным подогревателем или развитием гибридов для северных городов. Второе — электротранспорт в России это про внутригородские сети, а не между ними.
Главная проблема — это цена. Стоимость одного электробуса — это 60 миллионов рублей.. В несколько раз больше троллейбуса. А ведь ещё нужно зарядные станции установить, переделать всю систему обслуживания и т. д.
Можно сказать, что "зато без проводов", но лучше бы трамвайные сети тогда развивали. Тем более, что они-то вполне могут без "замусоривания неба" двигаться.
Администрация Буркова закупила в мой родной Омск партию б/у низкопольных трамваев из Москвы, хотя все эксперты протестовали и убеждали, что это плохая идея. Так и оказалось — омские трамвайные пути и остановки не были для них приспособлены, новые-старые трамваи часто ломались, их невозможно было починить "в поле", подолгу перекрывали движение, их буксировали в депо, но и там толком ремонтных инструментов не было… в итоге (вроде до сих пор) большую часть времени они простаивают. А стоили гораздо дороже, чем старые модели..
Поэтому — да, как минимум в крупных городах европейской части России можно создать образцовую систему электротранспорта. Даже отечественного! Но всё развитие этой индустрии сейчас упирается в госфинансирование. Все эти проекты создаются за счёт денег бюджета.
А сейчас у правительства "некоторые" проблемы с дефицитом бюджета, которые не только не решаются, но явно будут нарастать. И если финансирование развитие электротранспорта прекратится или сильно ограничится на год-три-пять, то как много компаний выживут? Как сильно мы отстанем от мира за этот период?
То, что Hyper смог привлечь столько денег от частных инвесторов — это, конечно, хорошо, но в нынешних условиях совсем не показатель. Российский фондовый рынок — это на 70% сейчас деньги физлиц, а не фондов и компаний. Обычно это признак тотального перегрева и грядущего коллапса.
В нашем случае такой риск постоянный. А главная причина прихода физиков на биржу — куда ещё деньги спрятать от инфляции?
Поэтому сейчас те, кто сделают предложение на тему, которая у всех на слуху, могут собрать неплохое финансирование. Но это не спрос на электродвигатели, это не заказы на продукцию. Они поступают почти исключительно от государства.
В заключение хочу обратить внимание на три общемировых проблемы:
1. Технологии аккумуляторов — ключевые для электрического транспорта. Но они почти не развиваются. Фундаментально, я имею ввиду. Они зависят от лития, запасы которого сильно ограничены.
2. До сих пор нет нормальной технологии утилизации аккумуляторов.
3. Сейчас мировой рынок электрокаров поддерживают субсидии и дотации, которые постепенно сокращают. Вангую — лет через десять, когда электрокары вытеснят большинство ДВС-автомобилей, а крупные производители сократят выпуск последних до почти нуля, правительства многих стран ВНЕЗАПНО влепят какой-нибудь очередной эко-побор на электрокары. Например, на утилизацию аккумуляторов. Исключительно ради зелёного экобобра. Простите. Добра.
P. S. очень важная тема. прошу не только изучить, но и распространить.
P. P. S. а Луну-25 просто жаль. Но это закономерный итог путинского режима.
P. P. P. S. а ещё на резервном канале вышла ВНЕЗАПНАЯ статья на ВНЕЗАПНУЮ тему. Попытайтесь угадать, когда я написал этот текст. Ответ в конце.
А теперь тёплые слова про спонсоров канала! К сожалению, из-за санкцйй деньги Сороса и Госдепа до меня не доходят. Кремль почему-то не спешит финансировать нынешние материалы, требует писать более дедушкохвалебно. Массоны покрутились, увидели статью про Иисуса и ушли в синагогу. Заодно дали плохую рекомендацию рептилоидам, и те тоже отозвали предложение.
Поэтому у меня остались только вы, мои любимые россияне. Особенно приятно, что великолепная тройка снова в деле — вчера вы прислали мне 300+500+300 рублей. Преогромаднейшая вам благодарность. Я даже немного соскучился по трём донатам в день. Надеюсь, что вас не подведу! И мы вместе не только дождёмся, но и поучаствуем в переменах.
В России будет хорошо — телеграм-канал. Короткие новости, высказывания, статьи о политике, мат и горение. Неподцензурный контент.
Волосатая семья — я, котики, мемы и ламповая атмосфера. Тут баню всех, кто не нравится мне или моим друзьям.