Про Эйнштейна, Достоевского и социализм

Существует такая, достаточно известная фраза: — «Будущее – сугубо за Социализмом. И это научно доказано…». Заметьте, не я это сказал. И не Владимир Ильич Ленин. И даже не великий старикан Карл Маркс. Кто же автор данной сентенции? Эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну, одному из величайших учёных современности. А дело было так…

В 1933-ем году, после прихода к Власти Адольфа Гитлера, Альберт Эйнштейн был вынужден (по многим объективным причинам и в целях безопасности), покинуть Германию. Особого выбора у учёного тогда не было, и он вместе с семьёй отправился в США. Вступив на американский берег, Эйнштейн тут же официально отказался от Германского гражданства, разорвал свой немецкий паспорт, а также публично осудил идеи нацизма и захватническую политику Рейха. Но американские Власти не торопились выдавать Эйнштейну и его семье американские паспорта. Более того, само их пребывание в США долгое время оставалось под вопросом… Почему так случилось? Дело в том, что американцы считали Эйнштейна «убеждённым и упёртым социалистом, а также бунтарём и другом коммунистов». И для этого, действительно, были все основания: учёный неоднократно в своих статьях описывал (с научной точки зрения), социализм – как самый справедливый и прогрессивный общественный строй… Как и почему Альберт Эйнштейн стал социалистом? Сам он об этом рассказывал так: — «Всё началось с творчества русского писателя Фёдора Достоевского. Сперва это были всем известные романы, такие, как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Потом пришла очередь публицистики Достоевского. В частности, большое влияние на меня оказала работа мастера – «Зимние заметки о летних впечатлениях», посвящённая причинам буржуазной революции во Франции. И в душу мне запала следующая фраза: — «Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё, что угодно, но в пределах Закона? Когда можно делать всё, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё, что угодно, а тот, с которым делают всё, что угодно…». И тогда я задумался над сутью капиталистической системы. Дальше был «Капитал» Карла Маркса, его совместные труды с Фридрихом Энгельсом и работы Владимира Ульянова-Ленина. Вот, так я стал социалистом…».

Через несколько лет Эйнштейн, всё же, получил американское гражданство, но от своих социалистических убеждений так и не отказался. Более того, его статья «Почему – Социализм?», вышедшая в 1949 году, наделала много шума. Ну, очень-очень много. Даже Иосиф Виссарионович Сталин, ознакомившись с переводом этой статьи, высказался в следующем ключе: — «Очень грамотно и доходчиво написано. Я с удовольствием пообщался бы с этим человеком. Глубоко копает…». Что же такого «грамотного» было в этой статье, что она даже Сталину приглянулась? По этому поводу Анастас Микоян сказал следующее: — «Эйнштейн, просто-напросто, «разобрал капитализм по косточкам», вычленив его наиболее тёмные и дикие составляющие…».

Приведу только отдельные, наиболее показательные высказывания/фразы из этой статьи великого учёного: — «Капитализму всегда будет выгодно наличие безработицы. Чем больше рабочий нуждается в работе, и чем больше он боится ее потерять, тем меньше ему можно будет заплатить. А, значит, тем большую часть произведённой им добавленной стоимости капиталист сможет присвоить себе…»; «Концентрации капитала способствует научно-технический прогресс, позволяющий вести производство во всё больших масштабах, и плоды которого более доступны для крупного производителя, нежели для мелкого…»; «Демократические институты не способны ограничить власть олигархов, так как именно они финансируют политические партии, вставая – тем самым – между законодателем и электоратом. В результате получается, что народные представители в Парламентах в действительности отстаивают не интересы большинства своих избирателей, а исключительно интересы привилегированных слоёв общества…»; «Капиталисты – прямо или косвенно – контролируют основные источники информации, что мешает гражданину грамотно и осознанно использовать свои политические права…»; «Технический прогресс при капитализме не столько облегчает бремя труда работника, сколько увеличивает безработицу и способствует дальнейшей концентрации капитала…»; «Самым большим злом капитализма является уродование человеческой личности. Неосознанные узники своего эгоизма, люди испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишенными наивных и простых радостей жизни. От этого зла страдает и вся система образования. Учащимся с детства прививается стремление к конкуренции, их учат поклоняться успеху в приобретательстве…».

Удивительно, что всё это было написано ещё в 1949-ом году. Причём, не политиком или политологом, а гениальным физиком. Но ещё больше меня удивляет другое. Достоевский был не чужд социалистических идей. Альберт Эйнштейн говорил о позитивных преимуществах социализма с научной точки зрения. А Владимир Путин (по неизвестным причинам), социализм не приемлет. Наоборот, это именно под его чутким руководством в нынешней России и был выстроен капитализм. Причём, капитализм в самом его жёстком и махровом проявлении… Как так-то? Может, Владимиру Владимировичу стоит внимательно ознакомиться с трудами Достоевского и Эйнштейна? Глядишь, и разочаруется в капиталистических идеалах. Хотя, конечно, маловероятно…

Всем мира и добра…

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек