Начну, пожалуй, с дорог. Так уж получилось, что часть моей жизни (более двенадцати лет), была непосредственно связана с дорожным строительством: доводилось и проектировать дороги, и их строить, и эксплуатировать. Так что, внутреннюю «дорожную кухню» я знаю, что называется, изнутри и, отнюдь, не понаслышке…
Существует широко-распространённое мнение, что российские асфальтовые дороги являются – по строительным затратам – чуть ли не самыми дорогими в мире. Вынужден с этим мнением согласиться. На все «сто». По крайней мере, в странах ЕС один среднестатистический километр «асфальта» значительно дешевле, чем такой же километр российский. И наши суровые климатические условия здесь совершенно не при чём. Даже краешком. Дело в том, что нынешняя отечественная «дорожная дороговизна» является абсолютно-плановой и насквозь-искусственной. Как такое может быть? Рассказываю по порядку…
В «семидесятые-восьмидесятые» годы прошлого века в СССР была сформирована всеобъемлющая «Дорожно-нормативная база», то бишь, всяческие ЦНИПы, СУСНы, многочисленные Инструкции, Технические регламенты и прочие документы, полностью регламентирующие дорожное строительство. Каждому типу дорог соответствовала своя «дорожная одежда» с определённым соотношением щебня, гравия и ПГС. Были подробно расписаны все изыскательские работы и порядок их выполнения. Около сотни томов отдельно посвящалось мостостроению. Короче говоря, было подробно расписано всё-всё-всё, включая типы заклёпок и сварных швов… И до сих пор проектирование и строительство российских дорог ведётся на основании этих «древних» ЦНИПов и СУСНов. Но самое смешное/невероятное заключается в том, что и цена конкретного «дорожного объекта» определяется на основании «укрупнённых советских смет». То есть, сперва определяется цена «дорожного объекта» в советских рублях (на момент 1985-го года), а потом всё это умножается на так называемый «повышающий коэффициент». Вот, тут-то и начинается самый натуральный цирк… «Повышающий коэффициент» на каждый год назначается свой (где-то за месяц до наступление Нового года). Назначается и спускается проектировщикам и в Госэкспертизу. Кто этот «повышающий коэффициент» назначает и на каком основании? Неизвестно. Тайна за семью замками. То есть, Госэкспертизе величину «повышающего коэффициента» сообщает Росавтодор, ему её спускают из Минстроя. Но кто согласовывает Минстрою ежегодный «повышающий коэффициент»? Одни считают, что этот вопрос лично курирует Премьер-министр России. Другие предполагают, что величину «повышающего коэффициента» считают/формируют непосредственно в Администрации Президента РФ. А про методики подсчёта этого самого «повышающего коэффициента» никто ничего толком не знает. От слов «совсем» и «вообще». Вот, такая тёмная история…
Как бы там ни было, но эта ситуация всех основных участников «дорожной драмы» полностью устраивает: и российских дорожников, которые за счёт явно завышенного «повышающего коэффициента» получают суперприбыли, и отечественных чиновников, с которыми дорожники этой своей суперприбылью исправно делятся. Поэтому и российские дороги – одни из самых дорогих в мире…
Привожу конкретный пример. Вадим Белоусов управлял макаронной фабрикой «Макфа». Успешно, надо признать, управлял. Но мечтал-то он об очень-очень больших деньгах. А тут, как раз, его друг/приятель Михаил Юревич стал Губернатором Челябинской области. Приятели, внимательно присмотревшись к дорожной отрасли, поняли – что это самое натуральное «золотое дно». В том плане, что там такая сказочная рентабельность, что дорожники и 20% «откатов» готовы с радостью платить. Дело и завертелось. Белоусова даже в Москву «командировали» – депутатом в Государственную Думу РФ, чтобы деньги выбивал из Госбюджета на дорожное областное строительство. Он и выбивал – долго, много и успешно. Как установило следствие, только сам Владимир Белоусов нажил на челябинском дорожном строительстве более 3-х миллиардов(!) рублей. Комментарии, как говорится, излишни… Суд приговорил господина депутата к большому штрафу и к 10-ти годам колонии. Но посадить Вадима Белоусова, увы, так и не удалось. Судья, зачитывая приговор, объявил перерыв, во время которого Белоусов беспрепятственно покинул зал заседания, доехал до аэропорта и успешно улетел в Лондон, где сейчас и пребывает. Говорят, что украдено Вадимом Белоусовым было не 3 миллиарда, а в два раза больше, и он этим «остатком» поделился с кем надо, дабы загранпаспорт не отобрали…
Теперь про «вторую» беду российскую. Как утверждает Росстат, порядка 7,5% россиян можно смело отнести к категории «богатые и очень богатые». Эти граждане даже свою политическую партию организовали: она называется «Единая Россия» и призвана стоять на страже интересов отечественной так называемой «элиты». Что ЕР успешно и делает… Остальные 92,5% россиян? Ну, мягко говоря, у них (то есть, у нас), очень своеобразный склад ума. А чем же ещё можно объяснить тот факт, что «Единая Россия» (партия «элиты»), исправно побеждает на всех Выборах? То-то и оно…
Всем мира и добра…