В марте 2017 года Федор Бондарчук официально объявил о том, что будет снимать продолжение «Притяжения».
Федор Бондарчук и «Притяжение»
Российское кино — словосочетание эмоционально окрашенное. Если мы говорим об авторских фильмах — окрашенное положительно. Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Павел Лунгин, Валерия Гай Германика — режиссеры, которые получали признание от международного жюри Каннского кинофестиваля. Особенностью их фильмов является то, что массовый зритель их не видел — в широкий кинопрокат они не выходили. Наоборот, российское кино, идущее в кинотеатрах и рекламируемое из каждого утюга, вызывает много вопросов по части вкуса, бюджета, сюжетов и смысла. Частенько зритель плюется и сидит в кинотеатре до конца только потому, что заплатил за билет.
Федор Бондарчук работает в опасном жанре — он снимает российские блокбастеры. Режиссер хочет сделать, чтобы было, как в Голливуде, но по-русски. Его фильмы отличаются сюжетностью (все куда-то бегут, что-то делают, за что-то борются), массовостью (Федор любит многолюдные съемки), высокими бюджетами и яркими спецэффектами. Не всегда его картины удостаиваются похвалы, но он упорно гнет свою линию.
В 2017 Бондарчук выпустил в прокат «Притяжение», и, кажется, звезды сошлись удачно для этого фильма. Несмотря на некоторый скепсис зрителей картина, при бюджете в 380 миллионов рублей, заработала 1 миллиард. Успеху способствовали несколько факторов:
- режиссер грамотно распределил деньги — в фильме есть и хорошие актеры, и симпатичные спецэффекты;
- выбрал актуальную тему — ксенофобия и ее последствия;
- снял жанровый фильм — фантастическую мелодраму, ориентированную на подростковую аудиторию.
Рассмотрим каждый фактор в отдельности. Из актерского состава стоит отметить Олега Меньшикова, который играет армейского полковника — отца главной героини. Александр Петров снова в своем любимом амплуа — изображает неприятную, но обаятельную личность по имени Артем. Ирина Старшенбаум, играющая главную героиню, не блещет — но и откровенно не халтурит. В целом, за актерской командой интересно наблюдать. Хотя сам Бондарчук жаловался, что отношения между Старшенбаум и Петровым мешают актрисе играть — в фильме у нее другая любовная линия.
Федор Бондарчук любит, чтобы в его фильмах были зрелищные сцены: взрывы, бои, компьютерная графика. Но иногда бюджета вдруг не хватает, и тогда появляются розовые танки, как в «Обитаемом острове». В этот раз режиссер не промахнулся и все точно рассчитал: визуальными эффектами занималась российская компания «Main Road Post», компьютерная графика была сделана на уровне. Некоторые зрители жаловались, что спецэффекты выглядят нереалистично, мол, на «Аватар» не похоже. Но ничто в мире не «Аватар», кроме «Аватара».
Вдохновленный беспорядками в Бирюлево, фильм несет в себе мощный антифашистский заряд. Очень натурально показана истерия, нагнетаемая в СМИ, поведение толпы, переход от идеи «праведной мести» к идее «бей чужих». Кстати, у некоторых критиков при виде орд гопников на экране, зачесалась великодержавная гордость: мол, ну вот, опять нас показывают, как русских дикарей. Претензия несправедлива, хотя бы потому, что у толпы нет национальности — она и в Африке толпа, и ведет себя всегда примерно одинаково.
Трейлеры и реклама в СМИ анонсировали фильм, как фантастический боевик. Конечно, нам показали самые «вкусные» кусочки со спецэффектами, и постарались раньше времени не выдать личность и внешний вид инопланетянина, потому что это кино о любви.
Осторожно, спойлеры!
«Притяжение» как мелодрама
Корабль пришельца Хэкона совершает аварийную посадку в Москве, разрушив несколько домов. Погибают люди — 232 человека. Власти решают не допустить эскалации конфликта, поскольку пришелец не проявляет агрессии и пытается починить свой транспорт. Место падения оцепляют военные.
Старшеклассники, в их числе главные герои Юлия и Артем, опечаленные и разгневанные гибелью подруги, пробираются в охраняемую зону, и находят там пришельца. А он, в свою очередь, находит неприятности. Облик инопланетянина, показанный в трейлерах — это всего лишь экзоскелет. Внутри сидит вполне симпатичный парень, близкий по анатомии к землянам. Он пострадает в драке, выпадет из скафандра, скафандр утащат агрессивные школьники, ему перельет свою кровь главная героиня, она же выгонит его из дома взашей. Инопланетянин познакомится с российской полицией, вернет с помощью Юлии один из своих высокотехнологичных артефактов, и молодые люди влюбятся друг в друга.
Жители Чертаново, подзадориваемые Артемом, начнут бунт, сметут оцепление, прорвутся к кораблю, но будут остановлены ботами-защитниками корабля. Никто не пострадает, кроме Хэкона, который закроет свою земную возлюбленную от выстрелов собственным телом. Вообще инопланетянин бессмертен — то есть, не попадай под пули — и живи вечно. Но ради любви откажешься и от бессмертия.
В сюжете фильма нет явных логических дыр, мотивация героев понятна, шутки — смешны. Большинство критиков сошлись на том, что Бондарчук снял нормальное кино. Для российского фантастического фильма — это комплимент.
Продолжение будет
Режиссер признавался, что сценарий для второй части уже написан. Само окончание фильма подразумевает продолжение. Бюджет сиквела — 645 миллионов рублей. Сюжет держится в строгом секрете. И это понятно, потому что если Бондарчук хочет снять еще один нормальный фильм, выдать его сюжет заранее было бы смерти подобно. Но мы можем строить о нем обоснованные предположения:
- Для начала, мы наверняка столкнемся с темами «любовь и выбор» и «любовь на фоне скорой разлуки». Если Хэкон воскреснет, кому-то из молодых людей придется навсегда оставить свою родину — либо Юлии улететь с Земли, либо Хэкону тут остаться. А ему тут не рады.
- Мы можем увидеть любимый прием российских сценаристов — «злого» Хэкона. После смерти ему отшибет память или человечность, или и то и другое, и Юлии придется останавливать бывшего возлюбленного.
- Бюджет фильма намекает, что в нем будут спецэффекты, а чтобы было куда их пристроить, должен быть конфликт. Мы можем увидеть разгневанных сородичей пришельца — может быть, они, бессмертные телепаты, чувствуют смерть собрата, как резкую боль. Они могут прилететь мстить дикарям за гибель молодого ученого.
- В фильме говорилось, что земляне и раса Хэкона — ветви одного дерева. Но о том, кто «ствол» этого дерева — умолчали. А наши общие предки могут оказаться злыми. Это позволит ввести в сюжет новую разновидность инопланетян, а гопникам из Чертанова, наконец, превратиться в гордых ополченцев.
Точная дата премьеры еще не названа, известен только год — 2019. Подождем — увидим.