Школьные программы для начальных классов в 2025-2026 году

Школьные программы для начальных классов в 2025-2026 году

С 2023 года вся Россия начала обучение по унифицированным образовательным программам. В данном материале мы подробно рассмотрим, каковы будут школьные программы для начальных классов в 2025-2026 учебном году с учетом требований, установленных новым ФГОС, а также какие изменения могут быть внедрены уже с 1 сентября.

Единые образовательные стандарты

Закон о едином федеральном образовательном программе был принят Госдумой России в сентябре 2022 года.

Согласно этому документу, школьное образование должно основываться на федеральном компоненте, который является обязательным для выполнения каждой государственной или частной школы в России. Новая система должна гарантировать, что независимо от того, учится ли ребенок в таком мегаполисе как Москва или в небольшой деревенской школе, он освоит каждый обязательный предмет на базовом уровне, достаточном для сдачи ГИА.

Единые школьные программы для начальных классов также предполагают, что в 2025-2026 учебном году все образовательные учреждения страны будут использовать одобренные Минобразования учебники. Кроме того, при смене школы в пределах одного города или при переезде семьи в новый регион, ребенку будет проще адаптироваться.

Единые образовательные стандарты РФ в 2025-2026 году

Единая образовательная программа федерального уровня представляет собой методический комплекс, включающий в себя такие элементы:

  • учебный план;
  • основной учебный график;
  • подборку рабочих программ по обязательным предметам;
  • план проведения воспитательной работы.

Важно! Нововведение не мешает частным и специализированным школам реализовывать более углубленное изучение отдельных предметов. При условии выполнения установленного в ФГОС минимума, школы могут вносить изменения в свой рабочий план, увеличивая количество часов на изучение отдельных дисциплин.

Нововведения ФГОС

ФГОС III поколения, интеграция которого началась с 2022 года, внедряется в начальной, основной и старшей школе постепенно в соответствии с заранее установленным графиком.

Введение ФГОС 3 в школах России

Это означает, что в 2025-2026 учебном году все программы обучения в начальной школе будут опираться на новый ФГОС, тогда как 9 классы в большинстве учебных заведений страны все еще продолжат обучение «по старой программе». Переход будет полностью завершен только в 2026-2027 году, когда все классы будут переведены на новые стандарты.

Обновленные программы начальной и основной школы 2025-2026 года включат такие нововведения:

  • измененный перечень основных предметов, включающий обязательные дисциплины и курсы по выбору;
  • новая методика деления классов на группы для изучения отдельных предметов;
  • приоритетность 5-дневного учебного графика;
  • уменьшение аудиторной нагрузки;
  • расширение патриотического компонента в рамках внеурочной деятельности;
  • отмена второго обязательного языка;
  • предоставление права выбора в вопросах изучения предмета «родной язык и литература».

ФГОС 3 и программы для начальной школы в 2025-2026 году

Таким образом, все школьные программы начальной школы в 2025-2026 году должны быть разработаны с учетом значительно изменившейся аудиторной нагрузки:

ФГОС Минимум Максимум Внеурочка
Новый 2 954 часа 3 190 часов 1 320 часов
Старый 2 904 часа 3 345 часов 1 350 часов

Это означает, что для учеников начальной школы занятия должны проводиться только в одну смену, а для первоклассников — строго 5 дней в неделю. При этом недельная нагрузка не должна превышать:

Класс 5-дневка 6-дневка
1 класс 21 час запрещена
2, 3, 4 классы 23 часа 26 часов

При этом средняя ежедневная нагрузка на ребенка составляет 4-5 уроков.

УМК для начальной школы в 2025-2026 году

Все школьные программы для начальных классов, которые могут быть предложены родителям в 2025-2026 году, можно условно разделить на «традиционные» и «развивающие».

Традиционные Развивающие
1. Школа России

2. Начальная школа 21 века

3. Гармония

4. Перспективная начальная школа

5. Классическая начальная школа

6. Планета знаний

7. Перспектива

8. Школа 2100 (закрыта с 2021 года)

1. Программа Л.В. Занкова

2. Программа Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова

Почему деление является условным? Все просто – традиционные программы, хоть и были разработаны достаточно давно, но постоянно обновляются и усовершенствуются с учетом новшеств, возникающих в образовательной сфере. Поэтому современные традиционные УМК уже включают многие методики, которые ранее были характерны именно для развивающих программ.

Далее обсудим более подробно, какие программы начальной школы вы можете встретить в 2026 году, а также чем они отличаются. Начнем с традиционных.

Школа России

Тип традиционная
Год создания 1995
Авторы А.А. Плешаков и др.
Концепция Классико-традиционная
Приоритетные цели Формирование базовых знаний
Особенности программы Постепенное усложнение материала
Оценивание Классическая 5-бальная система
Роль учителя Ведущая, объясняющая
Методические материалы Учебники, рабочие тетради, методические пособия
Преимущества Проверенная временем, стабильность результатов
Недостатки Меньше внимания к развитию мышления

Школа 2100

Тип традиционная
Год создания 1997
Авторы А.А. Леонтьев, Л.М. Зеленина и др.
Концепция Культурологическая
Приоритетные цели Развитие личности в культуре
Особенности программы Интеграция предметов, метапредметность
Оценивание Без оценок в 1 классе
Роль учителя Координирующая
Методические материалы Многофункциональные учебные пособия
Преимущества Ориентир на развитие
Недостатки Закрыта с 2021 года

Начальная школа 21 века

Тип традиционная
Год создания 2000
Авторы Н.Ф. Виноградова
Концепция Личностно-ориентированная
Приоритетные цели Развитие познавательных интересов
Особенности программы Игра, творчество, самостоятельность
Оценивание Комбинированный подход
Роль учителя Партнёр, наставник
Методические материалы Современные УМК
Преимущества Гибкость, индивидуальный подход
Недостатки Требует высокой подготовки учителя

Гармония

Тип традиционная
Год создания 2000
Авторы Т.И. Ефименко и др.
Концепция Гуманитарная направленность
Приоритетные цели Гармоничное развитие личности
Особенности программы Работа в темпе ребёнка, внимание к эмоциональной сфере
Оценивание Классическая 5-бальная система
Роль учителя Помогающая и направляющая
Методические материалы УМК, рабочие тетради
Преимущества Баланс знаний и личности
Недостатки Не всегда подходит для школ с упором на точные науки

Перспективная начальная школа

Тип традиционная
Год создания 2003
Авторы Г.В. Доронова, Л.Г. Петерсон и др.
Концепция Коммуникативно-деятельностная
Приоритетные цели Развитие инициативы, мышления
Особенности программы Исследовательские методы, проектная работа
Оценивание Формативное и итоговое
Роль учителя Сопровождает, стимулирует
Методические материалы Современные материалы
Преимущества Практическая направленность
Недостатки Повышенные требования к ученикам

Классическая начальная школа

Тип традиционная
Год создания 2005
Авторы В.М. Букатов и др.
Концепция Классико-гуманитарная
Приоритетные цели Традиционные ценности, воспитание
Особенности программы Контроль знаний, отметки
Оценивание Классическая 5-бальная система
Роль учителя Авторитетная
Методические материалы Учебники, диктанты, тесты
Преимущества Строгость, понятность
Недостатки Мало гибкости

Планета знаний

Тип традиционная
Год создания 2001
Авторы А.И. Вахрушев и др.
Концепция Культурно-историческая
Приоритетные цели Усвоение знаний через познание
Особенности программы Диалог, исследование, сотрудничество
Оценивание Вариативная система
Роль учителя Учитель как модератор
Методические материалы Большой выбор УМК
Преимущества Открытость новому
Недостатки Родителям не всегда понятна структура

Перспектива

Тип традиционная
Год создания 2004
Авторы Ю.А. Комаров, А.Л. Семенов и др.
Концепция Обобщение лучшего в традиции
Приоритетные цели Универсальные учебные действия
Особенности программы Традиции + современные элементы
Оценивание Комбинированное
Роль учителя Учитель — координатор
Методические материалы Учебники, прописи, игры
Преимущества Сбалансированность
Недостатки Невысокий темп

Программа Л.В. Занкова

Тип развивающая
Год создания 1950-е (обновлена в 1990-х)
Авторы Л.В. Занков
Концепция Развивающее обучение
Приоритетные цели Развитие интеллекта, мышления
Особенности программы Усложнение, обучение «в зоне ближайшего развития»
Оценивание Формирующее, без отметок в начальном этапе
Роль учителя Помощник, партнер
Методические материалы Специальные пособия
Преимущества Быстрое развитие мышления
Недостатки Нагрузка, не всем подходит

Программа Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова

Тип развивающая
Год создания 1960-е
Авторы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
Концепция Теория учебной деятельности
Приоритетные цели Формирование универсальных действий
Особенности программы Работа с понятиями, логикой, анализом
Оценивание Диагностическое
Роль учителя Сотрудник, организатор
Методические материалы Учебные комплексы нового типа
Преимущества Формирует мышление, рефлексию
Недостатки Сложная для слабо подготовленных учеников

Программы внеурочной деятельности

Для организации внеурочной деятельности в 2025-2026 году в начальной школе педагоги могут выбрать учебные программы различных направлений.

Гражданско-патриотическое направление

Цель – воспитание любви к Родине, формирование гражданской идентичности.

Название программы Классы Особенности содержания
Яркие страницы нашего Отечества 1-4 Исторические события, культурные традиции России
Наша Родина от края и до края 1-4 География, культура и особенности народов России
Россия — мои горизонты 1-4 Знакомство с символами и важными явлениями в стране

Социально-нравственное развитие

Цель – формирование нравственных ориентиров и личностных качеств, социальной ответственности через деятельность.

Название программы Классы Особенности содержания
Разговоры о важном 1-4 Темы патриотизма, семьи, культуры
Моя семья 1-4 Семейные ценности и традиции
Обучение служением. Первые 3-4 Помощь окружающим, развитие инициативы (волонтерские практики)

Литературное и речевое развитие

Цель – формирование навыков смыслового чтения и анализа текста, обучение построению связных устных и письменных высказываний.

Название программы Классы Особенности содержания
Раскрываем секреты текста 2-4 Структура текста, работа с разными жанрами
Словесное творчество 1-4 Практика сочинительства, игры со словами
Путешествуем в мир слов: исследуем и познаём 1-4 Открытия в языке, расширение словарного запаса
Учимся сочинять и рассказывать 2-4 Развитие монологической речи

Познавательное и интеллектуальное развитие

Цель – формирование первых исследовательских навыков, развитие логического мышления, элементарных алгоритмических навыков.

Название программы Классы Особенности содержания
Основы логики и алгоритмики 2-4 Основы логики, работа с алгоритмами
Наша лаборатория: какие бывают вещества? 3-4 Простейшие химические опыты, практическая деятельность

Советы родителям

Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек