Погрузить деньги на самолетик, удаленно пилотируемый и не имеющий на борту ни единой живой души, и отправить в пункт назначения? «Легко!» — подумали в российском Сбере и провели тестовый исторический полет в середине июня 2017 года.
В качестве полигона использовались земли Татарстана, и доставлял дрон наличность из кассы одного представительства банка к инкассаторскому автомобилю.
Всего обтекаемый летательный аппарат, оснащенный несколькими пропеллерами, преодолел порядка 10 км расстояния и скорость его при этом была равна 180км/ч. До этого же, в мае, анонсируя тесты, сам Герман Греф в одном из своих интервью делился, что на самом деле его финучреждение уже год как экспериментирует с использованием беспилотников со спецконтейнерами для доставки наличности.
К тому же вот-вот Правительство должно разработать законопроект и все сопутствующие нормы для легализации подобной методы, чтобы, начиная с 2019 года, все фининституты уже официально могли использовать эту передовую возможность.
Что собой представляют «инкассаторские дроны»?
Пока к четкому и единому видению того, каким будет в итоге классический сберовский дрон, еще не пришли.
На данный момент рассматривают полдюжины моделей летательных аппаратов на дистанционном управлении, среди которых и использующие принцип вертолетного взлета – очень удобного, когда важна точность посадки в заданном месте и строго вертикального набора высоты. Ведь, как известно, наибольшей уязвимостью подобные беспилотники обладают именно в процессе набора высоты и снижения к цели.
Один из тестируемых образцов таких дронов был продемонстрирован на Петербуржском Международном экономическом форуме этого года: это был аппарат с грузоподъемностью, равной 70 кг, а также размахом крыльев до трех метров.
В будущем планируется довести способность перевозить посылки с наличностью до 80 кг. В денежном эквиваленте, в зависимости от номинала купюр, верхний порог транспортируемой наличности может достигать 400-450 млн.руб.
В течение лета и начала осени этого года Сбербанк планирует провести еще несколько тестовых полетов, в разных условиях, моделируя штатные и критические ситуации, чтобы окончательно сложить представление об отказоустойчивости системы, а также продумать, какие конструктивные изменения потребует данный летательный аппарат для повышения эффективности своего функционирования.
Технологии защиты
Чтобы предварить скептические ухмылки обывателей, считающих, что таким образом банки нанесут серьезнейший удар по безопасности транспортировки наличности, и, как следствие, по доверию к себе, стоит заметить, что деньги в спецконтейнере защищены очень хитрым и вполне надежным методом.
Безусловно, сбить такой беспилотник и попытаться его обокрасть можно, вот только воспользоваться деньгами удастся вряд ли – при несанкционированном проникновении в контейнер запускается программное управление впрыском внутрь специальных веществ, которые превращают банкноты в простую и совершенно бесполезную бумагу. К тому же, так как дрон управляется дистанционно, даже если его попытаются перехватить и взломать, всегда можно задействовать резервный канал и помешать планам злоумышленников.
Польза от ноу-хау
В инициаторе новшества – Сбербанке – на тему конкретной пользы постановки на крыло дронов вместо использования автотранспорта высказываются много и с охотой. Так, обычно замечают, что это поможет существенно сократить издержки на инкассацию наличности, ее доставку куда угодно, ведь 10км – это далеко не предел того, что могут преодолевать подобные почтовые беспилотники.
К тому же таким образом можно будет получить беспрепятственный доступ в отдаленные регионы и поселения, причем перевозке будут подлежать не только деньги, но и ЦБ, а также ценная бумажная документация, драгметаллы и прочее, с чем имеют дело банки и что нуждается в скоростной перевозке и максимальной своей сохранности.
Нормативная база и популяризация идеи
На самом деле, власти трудятся над легализацией коммерческих перевозок грузов и даже пассажиров дронами не только в рамках реализации идей Сбербанка насчет наличности. Это должен быть масштабный законопроект, регулирующий абсолютно все аспекты применения подобных летательных аппаратов на территории страны с разными целями.
Ведь до сих пор, не только беспилотники, но и работа малой гражданской авиации в коммерческих целях совершенно недостаточно была регламентирована актуальной нормативной базой. Те правила, которые закреплены сейчас, как считают в Правительстве, давным-давно уже устарели и не соответствуют текущей повестке дня, развитию технологий и веяний в обществе. Мало того совершенно непрозрачное и некачественное законодательство по данному вопросу породило массу кривотолков на этот счет, стало причиной активной эксплуатации теневых схем в области.
Еще до сентября 2018 года премьер-министр поручил соответствующим ответственным лицам разработать дорожную карту по правовому и экономическому урегулированию коммерческого применения беспилотников и легкой внутренней авиации, а также принципов безопасности, сопряженных с ним.
Данное решение, как часть общей программы развития авиации, а также совершенствования технологий коммуникации, позволит, во-первых, упразднить лицензирование для эксплуатации дронов и легких летательных аппаратов (перевозки до 19 пассажиров или 5700кг взлетной массы), а, во-вторых, максимально снизить издержки владельцев подобных судов.
Согласно новой нормативной базе, в первую очередь создадут и отечественную систему контроля над использованием беспилотников. Тестовые апробации которой впервые пройдут на территории Башкортостана уже в конце этого года. Для этого будет применяться ГЛОНАСС и конкретным проектом для эксперимента выбрана организация дорожного мониторинга на некоторых участках автотрасс республики.
Впоследствии систему планируют расширить до всероссийских масштабов и найти ей массу применений в самых различных сферах жизни. В том числе, как ожидается, к ней подключат и дроны для перевозки наличности, которые будут использоваться банками в будущем. На создании подобной системы контроля настояло Минобороны, опасаясь, что свободная продажа дронов и современное совершенно бесконтрольное их использование могут использоваться во вред госбезопасности.
Напомним, еще раньше идеей загорелась Почта России, начав совместную работу с компанией Skyf над проектом широкомасштабного использования самой крупной отечественной службы доставки посылок, корреспонденции и грузов. На данный момент эксперимент проходит свою стадию активных тестов, в том числе и по программам связи с труднодоступными районами, в том числе и с Крайним Севером. Когда же вся необходимая законодательная база будет внедрена, и Почта России, и Сбербанк планируют массово закупать дроны для целей своей деятельности и использовать их повсеместно.
Видео
[fvplayer id=»1630″]