Многочисленные образовательные реформы уже не раз смущали своей запутанностью российских граждан. Они длятся уже несколько лет подряд, путая родителей, детей и даже учителей. Вместе с проводимыми реформами меняются и программы обучения, что еще сильнее возмущает общественность. Школьные программы для начальных классов в 2019-2020 году пока полностью не изменили, поэтому родители могут изучить их, выбрав для своего ребенка оптимальный вариант для качественного обучения.
Особенности школьной программы начальных классов
Введение в структуру государственного образования полноценной системы ФГОС можно отнести к положительным аспектам реформы. При этом за школами оставили право самостоятельного выбора не только сопутствующей образовательной литературы, но и определенных программ обучения.
Условно все программы можно поделить на такие группы:
- Авторские.
- Традиционные.
- Экспериментальные.
В максимальном ассортименте представлены программы традиционного профиля. Они известны большинству родителей и имеют последовательное расположение материала без особых современных вставок различного характера. Экспериментальные часто носят развивающую направленность по замыслу похожую или отличающуюся от традиционных. Также среди таких программ бывают и разработки повышенной сложности.
Примером может служить ныне используемая система обучения для начальной школы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, ранее являющейся экспериментальной, применяемой в редких кругах. При этом любая образовательная программа подчиняется общероссийским стандартам обучения.
Какие есть программы в школе для начальных классов
Обучение в школе может проводиться по любой из программ, разрешенных министерством. Более того, существует вероятность оказаться в классе, где обучение проходит по авторской методике. По сути запрета нет, да и авторская программа разрабатывается всегда на основе действующих вариантов. В противном случае она становится экспериментальной, а к таким методикам совсем другие требования.
Для примера можно рассмотреть такой перечень программ:
- Школа России: — легкая программа, сравнимая с советским образованием. Дети сначала осваивают письмо и счет, одновременно у малышей формируют положительные качества среди которых доброта, ответственность, терпеливость. — к минусам стоит отнести минимальное задействование логического мышления и отсутствие целенаправленного развития воображения, также не всем нравится некая простота программы.
- Начальная школа 21 века: — исследовательская направленность программы, требующая развития смекалки, формированию умения искать информацию, применению фантазии. Также отмечают в числе плюсов отсутствие возможности заучивания без осмысления и плавность в переходе к более сложным материалам. — среди недостатков выделяют желательность уже сформированного навыка чтения, потребность в многочисленных рабочих тетрадях и вспомогательных материалах. Отмечают и иногда пропущенные неточности в последовательности изложения обучающей информации.
- Перспективная начальная школа: — программа учитывает особенности развития каждого ученика, позволяя школьникам проявить свои индивидуальные черты. Дети учатся и одновременно выступают помощниками для одноклассников. — довольно слабый уровень преподаваемых знаний из-за поверхностной подачи материала, что может быть исправлено хорошим педагогом. Это же касается и ошибок, разных неточностей и запутанных мест в учебниках.
- Планета знаний: — выделяется единством целей с дидактикой и иными компонентами программы. Целостность методики дополнена электронными приложениями, позволяющие сразу осваивать современные технологии. — временами отмечается чрезмерная частота возвращения к уже пройденному материалу и частичная поверхностность изложения ряда тем.
- РИТМ: — программа оправдывает свою аббревиатуру из развития, индивидуальности, творчества и мышления. Методика позволяет обучать детей с разными способностями, т.к. имеет отличающиеся по уровню сложности задания. Даже если ребенок уже идет в 3 класс, то переход на эту программу будет несложен — школьнику помогут влиться в нужный уровень заданий. — наблюдается неточность формулировок в учебниках. Также большую роль играет педагог, незнание им программы лишает детей всех преимуществ методики.
- Перспектива: — одна из востребованных программ, позволяющая формировать любознательность, прививая любовь к самостоятельному поиску и изучению. Методика учитывает психологические особенности детей, перестроив традиционные аспекты обучения под психику младших школьников. — к минусам относят факт того, что детям, не наученным заранее выполнять простейшие математические действия, будет сложно освоить программу.
- Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: — программа ориентированная на формирование максимально возможного уровня любознательности и умения самостоятельно обучаться, включая поиск информации и ее последующий анализ. — многим родителям жаль, что одновременно с такими навыками у создателей не получилось сделать программу менее сложной, доступной для большего количества детей. Это методика одна из наиболее сложных, поэтому не подходит для ряда малышей.
Как было сказано выше, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ранее была экспериментальной, хотя сейчас применяема наравне с другими сложными программами. В свое время та же «Школа 21 века» была активно осуждаема общественностью не только за нелогичность, но и за сложность. Сейчас же этот методический комплекс уже привлекает родителей своей многогранностью, поэтому они стараются выбрать его, не обращая внимания на более простые программы.
Школьная программа традиционно охватывает все звено с 1 по 4 класс. Поэтому необходимо вдумчиво подходить к выбору программы, по которой будет учиться малыш. Причем не всегда возможно начать обучение по желаемой методике.
Какую программу выбрать в начальной школе
Многочисленные учебные программы не являются злом — разнообразие направленно на охват максимально возможной аудитории школьников, имеющих отличающиеся способности. При этом иногда родители вынуждены обучаться по методике, имеющейся в образовательном учреждении. Впрочем, при переходе в другую школу родители могут сменить программу. Лучше делать это пока ребенок посещает 1 ли 2 класс, потом возможно сильное отставание при большой разнице в программах.
Стоит знать! Родителям, отправляющим малыша в 1 класс, необходимо заранее проинформировать директора о желаемой учебной программе. При этом потребуется учесть и мнение психолога, определяющего текущий уровень обучаемости ребенка, что прямо влияет на выбор сложности программы начальной школы.
Соответственно, зная какие программы есть в ближайших школах и учитывая способности собственного ребенка, можно подобрать оптимальную методику. Только важно быть объективным, не пытаясь сделать из малыша вундеркинда, если у него сложности с быстрой обучаемостью.
Школьные программы для начальных классов в 2019-2020 году по-прежнему представлены в большом разнообразии. Не во всех школах практикуют наиболее сложные методики обучения, но наиболее простые виды обычно представлены хотя бы в одном варианте в каждом образовательном учреждении.