Услугами метрополитена пользуется подавляющее большинство петербуржцев – в прошлом году пассажиропоток составил более 7,5 миллиона. О повышении тарифов на проезд в общественном транспорте Санкт-Петербурга в администрации заговорили еще осенью 2019 года, а уже в декабре были озвучены новые расценки. Сколько теперь придется платить за передвижение по Северной российской столице, читайте далее.
Как принималось решение
Местные градоначальники удерживали тарифы на проезд в течение последних трех лет – последнее повышение датируется 2017-м годом. Но с ростом инфляции, повышением цен на горючее, запчасти и электричество работа городского транспорта оказалась под угрозой коллапса. Поэтому стоимость проезда в Санкт-Петербурге в 2020 году была повышена – новые тарифы уже вступили в силу 1 января.
Городской комитет транспорта изначально выступал с инициативой повысить стоимость проезда на 10 рублей за разовую поездку. Но итоговым решением инициатива не была принята, поэтому петербуржцев ожидает повышение не на 10, а на 5 рублей, хотя горожанам и эта сумма кажется существенной.
По информации того же комитета, даже такой рост тарифов будет не в состоянии покрыть расходы на работу общественного транспорта и потребует бюджетных вливаний. Разницу мэрия пообещала компенсировать из бюджета – на субсидии перевозчикам в 2020 году запланировано 46 миллиардов рублей.
Согласно статистике, разовыми билетами на метро и наземный транспорт пользуются лишь 15% жителей Санкт-Петербурга, поэтому подорожание ощутят на себе только гости Северной Пальмиры. Повышение отразится на всех типах проездных билетов, в том числе единых и льготных. Новые тарифы будут на 3-4% выше старых, а новая цена будет определяться типом проездного талона. В отличие от Москвы, где установлена единая стоимость билетов для наземного и подземного транспорта, в Санкт-Петербурге действуют разные тарифные планы для поездок на метро, трамвае, троллейбусе и автобусе.
Разовые билеты
Проездные на одну поездку выгодно приобретать горожанам, которые редко используют общественный транспорт, а также командированным и туристам. Это самый невыгодный тариф, но для гостевого маршрута его стоимость оправдана. С января 2020-го года за жетон в метро придется заплатить 55 ₽, а одна поездка в наземном транспорте – автобусе, трамвае, троллейбусе – обойдется в 50 ₽.
Такая же цена на билет сохранится при оплате банковской картой международных систем Visa и Mastercard. А вот обладатели “пластика”, поддерживающего отечественную платежную систему “Мир”, могут рассчитывать на существенную скидку. При оплате “Миром” одна поездка обойдется в 41 ₽ – таким образом власти хотят простимулировать петербуржцев на использование внутреннего кошелька.
При необходимости провезти в метро или наземном транспорте багаж, за него придется заплатить отдельно – эта услуга теперь будет стоить 50 ₽.
Проезд по карте “Подорожник”
Пополняемая транспортная карта была введена в обращение в 2011 году – на нее можно оформить любой проездной билет, кроме льготных. На бесконтактной пластиковой карте хранятся внесенные средства для оплаты проезда на общественном транспорте. Она действует в городской черте Санкт-Петербурга и пригорода, а также годится для поездок в метрополитене, троллейбусе, автобусе, трамвае и электричках.
Согласно новым тарифам, проезд по карте “Подорожник” подорожает всего на 1 рубль. При этом сохранится прогрессивная система скидок – чем больше поездок, тем ниже цена каждого трансфера.
Для метро в 2020 году установлена следующая тарифная сетка:
- от 1 до 11 поездок – 38 ₽ каждая;
- 11-20 поездок – 37 ₽;
- 21-30 поездок – 36 ₽;
- от 31 до 40 – 35 ₽;
- от 41 и более – 34 ₽.
Тарифы для наземного городского транспорта Санкт-Петербурга установлены по такой же системе:
- первые 10 поездок – 33 ₽;
- от 11 до 20 поездок – 32 ₽;
- 21-30 – 31 ₽;
- 31-40 поездок – 30 ₽;
- более 41 – 29 ₽.
Карта “Подорожник” используется и для трансферов в коммерческом транспорте. Согласно законодательству, каждое транспортное средство должно быть оснащено валидатором для приема платежей с электронной карты. Пополнить кошелек можно через автомат или в кассе метрополитена на сумму до 15 тысяч ₽.
На “Подорожник” разрешается записать и единые проездные билеты со сроком действия 90 минут. Их стоимость с нового года составляет 68 ₽, что на 3 рубля больше, чем в минувшем. Полуторачасовой тариф довольно удобен, поскольку позволяет воспользоваться сразу несколькими видами общественного транспорта по фиксированной цене.
Единые проездные
Петербуржцы и гости города при необходимости могут воспользоваться едиными проездными ограниченного периода действия – до 7 суток. При этом их стоимость будет следующей:
- на 1 сутки – 185 ₽;
- на 2 суток – 265 ₽;
- на 3 суток – 355 ₽;
- на 4 дня – 440 ₽;
- на 5 дней – 530 ₽;
- на 6 и 7 дней – 620 и 705 ₽₽ соответственно.
Единый абонемент на поездки в течение месяца всеми видами транспорта, в том числе и подземки, теперь будет стоить 3015 ₽. Столько придется заплатить горожанам, лишенным социальных льгот.
Проездной этого типа позволяет воспользоваться неограниченное число раз услугами метро, автобусов, трамваев и троллейбусов, но только в рамках установленного срока.
Тем, кто передвигается по Санкт-Петербургу исключительно на метро, целесообразнее будет воспользоваться так называемыми “длинными” проездными на:
- 10 поездок – 370 ₽;
- 20 поездок – 705 ₽;
- 40 поездок – 1350 ₽;
- 70 поездок – 3850 ₽.
Если горожанин планирует пользоваться только наземным транспортом, можно приобрести соответствующий месячный абонемент:
- на один вид транспорта – 1615 ₽;
- на два вида – 1915 ₽;
- на три вида – 2035 ₽.
Таким образом, повышение коснется всех видов проездных абонементов и составит 3,97%, что немного превышает прогнозируемый уровень инфляции на текущий год.
Проезд для льготников
С мая 2019 года всем зарегистрированным на территории Санкт-Петербурга гражданам РФ стала доступна Единая карта петербуржца (ЕКП). Она открывает доступ к целому ряду государственных и коммерческих сервисов, в том числе к оформлению проездных документов.
Для обладателей ЕКП действует сниженный тариф на поездки, причем скидка будет существенной и составит 19 ₽. При оплате банковским приложением карты стоимость проезда составляет 36 ₽, что делает оформление документа вполне оправданным. Получить ЕКП можно в отделениях банков, принимающих участие в программе. На данный момент это Сбербанк России, ВТБ и Банк “Санкт-Петербург”. Для оформления нужен российский паспорт с регистрацией и личное присутствие, а производство ЕКП занимает столько же времени, сколько изготовление стандартного банковского “пластика” – около 2 недель.
Чтобы оплатить проезд картой петербуржца, достаточно на несколько секунд приложить ее к считывающему устройству турникета в метро. В этом момент со счета будет списана сумма, равная стоимости одной поездки. Когда деньги закончатся, карту можно будет снова пополнить и даже записать на нее льготный проездной документ.
В петербургском метрополитене действуют льготы для учащихся. Школьникам, студентам, ординаторам и аспирантам положена скидка на проездные абонементы. С учетом январского повышения действуют такие тарифы:
- единый именной абонемент на один календарный месяц для учащихся – 535 ₽;
- единый месячный проездной для студентов – 1075 ₽;
- именной студенческий билет на месяц для поездок на метро – 570 ₽.
По первым двум абонементам учащиеся могут передвигаться как на наземном, так и на подземном общественном транспорте.
Для детей до 7 лет проездной документ приобретать не нужно – в транспорте Санкт-Петербурга им полагается бесплатный проезд. Такими же правами обладают лица, которые получили льготы в рамках федерального или регионального законодательства. Это военнослужащие, инвалиды, дети-сироты, пенсионеры, ветераны и другие категории граждан.
Особая тарифная сетка установлена на пригородных маршрутах Санкт-Петербурга. Стоимость билета здесь рассчитывается по смешанному тарифу и зависит от длины транспортных участков. Это касается таких локаций, как Ломоносов, Петродворец, Зеленогорск, Кронштадт, Сестрорецк, Ольгино и Пушкин. Цена билета будет колебаться в пределах 50-100 рублей в зависимости от маршрута.
Таким образом, в 2020-м году в Санкт-Петербурге средняя стоимость разового билета увеличится на 2-3 рубля. При этом самым выгодным вариантом передвижения по городу останется тариф “90 минут” по карте “Подорожник” и абонемент на метро на 40 поездок.