Фильм Планета обезьян 4 (2019)

В 2019 году ожидается выход еще одного фильма из поистине культовой франшизы «Планета обезьян».

Книга и классическая серия фильмов

С тех пор, как в 1963 году французский писатель Пьер Буль выпустил свой сатирический научно-фантастический роман «Планета обезьян», интерес к нему не угасает. Мало того, его вселенная зажила своей жизнью, обрела черты пафоса и трагизма, о которых и не задумывался автор.

Пьеру Булю везло на экранизации — он является автором книги «Мост через реку Квай», фильм по ней стал классикой мирового кинематографа. Поэтому, уже через пять лет после выхода романа, «Планета обезьян» появилась на экране.

Фильм Планета обезьян 4 (2019)Фабула такова: главный герой после космического перелета попадает на планету, заселенную расой разумных обезьян и диких людей. Приматы ловят людей, изучают их повадки, ставят на них опыты. В результате одной из таких облав главный герой (в романе — журналист, по имени Улисс, в фильме — ученый, по имени Тейлор) попадает в лабораторию научного института вместе с представительницей диких людей Новой. Изучающая брачные повадки людей шимпанзе Зира быстро понимает, что один из ее подопечных по-настоящему разумен.

Сюжет книги и фильма во многом расходится. В частности, книга — это сатира, маскируясь под серьезную НФ, она описывает, как люди деградировали от безделья. В то же время обезьяны становились все более разумными, и захватили власть. В книге герой, сбежавший с планеты обезьян обнаруживает, что, пока он отсутствовал на Земле (а это 800 лет, как-никак) власть и тут оказалась в лапах у шимпанзе.

Фильм рассказывает более трагическую историю. Сбежавший из клетки главный герой обнаруживает обломки Статуи Свободы, после чего понимает, что он на Земле. А значит, человечество умудрилось уничтожить само себя в ядерной войне. И, в сущности, ему некуда бежать.

Для своего времени фильм был просто революционным в техническом отношении: грим актеров отличался удивительным правдоподобием. Хотя это и имело свою цену: актеры, игравшие обезьян ели перед зеркалом и пили через трубочку, чтобы не повредить накладки.

Фильм Планета обезьян 4 (2019)Следом вышли фильмы «Под планетой обезьян», «Бегство с планеты обезьян», «Завоевание планеты обезьян», и «Битва за планету обезьян». Они решительно порвали с первоисточником, но в них поднимались серьезные вопросы: ксенофобия, опыты над животными, гонка вооружений, рабство и произвол властей, эскалация насилия и многие другие.

Для тысяч мальчишек и девчонок эта серия фильмов, с наивными на наш взгляд спецэффектами, стала чудесным окном в кинофантастику.

«Планета обезьян» Тима Бёртона

Главный темный сказочник планеты тоже попал под обаяние классической пенталогии, и в 2001 году переснял фильм. К сожалению, у него было мало времени, студия Fox отказывалась переносить дату релиза, и фильм получился невнятным. Сюжет фильма даже не соприкасается с романом Буля и картинами оригинальной серии. Говорят, сценарист интересовался, обязательно ли в фильме должны быть обезьяны.

Фильм Планета обезьян 4 (2019)Для Тима Бёртона это был тяжелый опыт, ему предлагали снять сиквел, а он в ответ грозился выпрыгнуть в окно. Концовку фильма не понял вообще никто, включая, кажется сценариста, который ее написал.

Зато это фантастическое недоразумение поменяло несколько судеб: Бёртон встретил свою музу и будущую жену Хелену Бонэм-Картер, а Тим Рот отказался от роли профессора Северуса Снейпа в «поттериане» (сделав, таким образом, королевский подарок Алану Рикману). Последняя история показывает, насколько «Планета обезьян» была популярна в свое время: Тиму Роту было интереснее играть генерала армии шимпанзе, чем профессора зельеварения в детской сказке.

«Восстание планеты обезьян» — начало новой серии

У студии Fox были права на экранизацию и не было идей, что с ними делать. Но их выручил продюсер и сценарист Рик Джаффа — его озарило, и он написал превосходный сценарий, позволивший с шумом и прибылью перезапустить серию.

Фильм вышел 5 августа 2011, и несмотря на безрадостные прогнозы сразу собрал кассу и завоевал любовь зрителей. Что же произошло?

Фильм Планета обезьян 4 (2019)Рик Джаффа и компания отказались от космоса: никаких перелетов, никаких тайн, Планета обезьян — это Земля, причем в самом ближайшем будущем. Действие начинается в Сан-Франциско, а главный герой — обезьяна Цезарь обретает разум вследствие воздействия экспериментального вируса-лекарства. Создатели фильма отказались от грима, в пользу технологии «захват движения», и обезьяны в фильме целиком выглядят, как обезьяны (а не человекообразные приматы из оригинальных фильмов). Экспериментальный вирус не только делает приматов умными, он еще и убивает людей — человечество, конечно истребило само себя, но не в войне и не в следствие деградации от лени. В фильме много отсылок к кинокартине 1968 года, которые были тепло встречены фанатами.

11 июля 2014 года на экраны вышло продолжение — «Планета обезьян: Революция», а 13 июля 2017 третий фильм «Планета обезьян: Война». Конфликт в них происходит на разных уровнях: люди воюют с обезьянами, люди воюют с людьми, обезьяны воюют с обезьянами, а главный герой первой части — Цезарь, стремится не допустить бойни, но она все равно происходит. В конце третьего фильма Цезарь умирает.

Так куда же двинется сюжет, если главный герой мертв?

«Планета обезьян — 4», факты и предположения

Сведения о том, что продолжение будет, поступают не со стороны фанатов, а из студии — а значит, их можно считать достоверными. Режиссер последних двух картин франшизы, Мэтт Ривз неоднократно заявлял, что вернется в проект даже если должность режиссера отдадут кому-то еще. Но зачем бы боссам студии это понадобилось, если Мэтт снял два великолепных фильма и хочет снять еще? Так что с высокой долей вероятности, режиссером картины станет именно он.

Фильм Планета обезьян 4 (2019)Сюжетная линия Цезаря завершена, но есть еще выжившие люди, разумные обезьяны тоже не перевелись. Миссия на Марс, с которой потеряли связь, была вскользь упомянута в первой части. Если астронавты не погибли, а основали колонию и дали потомство, через пару сотен лет они могут отправится отвоевывать свою историческую родину. Таким образом, можно изящно закольцевать сюжет, сделать реверанс в сторону классической серии и даже переснять первый фильм с новыми возможностями кинематографа.

Дата выхода фильма еще не определена, ориентируются на 2019 год, впрочем, студия, наученная горьким опытом «Планеты обезьян» Тима Бёртона, может сместить сроки выпуска на 2020. И это правильно: лучше делать дольше, но лучше!